0

Устройство карниза крыши

Содержание

Карнизы: классификация и основные виды

Существует следующая классификация свесов:

  • Подшитые. В большинстве случаев их применяют на вальмовой двускатной кровле.
  • Не подшитые. Этот вид самый распространенный, его применяют практически в каждой кровельной конструкции, как для односкатной, так и для двускатной.
  • Укороченные. Применяются на каждой из основных кровельных конструкций.
  • Коробчатые. Применяют для вальмовых односкатных и двухскатных кровель.

Узел карнизного свеса дома подбирается в зависимости от особенностей климата в регионе, в котором ведется строительство.

  • Карнизный свес, изготовленный заподлицо. В таком случае стропила не выводят за границы стен, а по их краю осуществляется крепеж горизонтальной сливной доски, к которой в дальнейшем монтируются водосточные желоба. К минусам таких свесов относят отсутствие защиты верхних элементов стены от влаги.
  • Открытый получил широкое применение в частном строительстве. Крепеж водосточной системы осуществляется к верхним кромкам стропил или по их нижнему краю.
  • Закрытый. Для такого свеса выступающие концы стропил закрывают при помощи карниза, у которого предусмотрен специальный паз для крепежа софита с внутренней стороны. Если имеется утепленный чердак, такой карниз должен иметь вентиляционное отверстие.
  • Фронтонный. В этом случае устройство кровли полностью определяется фантазией дизайнера и может выходить за границы стен и устраиваться заподлицо. Выступающая область кровли нуждается в обязательной подшивке, ширина которой составляет не менее 50 см.

Материалы, используемые при обшивке свесов

К популярным материалам, используемым для обшивки кровельных карнизных свесов, относят дерево и металл.

Свес из доски

В большинстве случаев этот материал получают из хвойных пород, он обладает умеренной влажностью древесины. Толщина такой обшивки согласно ГОСТу составляет 17-22 мм, а ширина и длина выбирается индивидуально для каждого определенного случая. Крепеж осуществляется с двух сторон с шагом до 1 м, пред этим дерево предварительно обрабатывается пропиткой из влагостойкого состава. В роли пропитки применяется специальный защитный лак или влагостойкая краска.

Подшив свесов кровли из дерева нуждается в постоянном уходе. Обработка должна осуществляться раз в 3-5 лет. В таком случае они прослужат дольше и сохранят свой первоначальный вид. Помимо защитного покрытия, конструкция должна хорошо проветриваться. Для этого устраивают впускные отверстия из расчета 1:400 от вентилируемой площади веса. При правильной организации вентиляции, воздухообмен осуществляется через просверленные отверстия и отверстия конька кровли. Для защиты от птиц и насекомых применяют защитные сетки.

Из оцинкованной стали

Такая подшивка свесов кровли имеет вид стального листа, толщина которого составляет до 0,8 мм — плоские либо перфорированные. На края листов наносится антикоррозийная краска.

Листы из алюминия

Их покрывают защитным слоем, который предотвращает образование коррозии металла. Размеры листов могут находиться в пределах: толщина — 6мм, ширина — 100-300 мм, длина — 6000 мм. Крепеж алюминиевых листов обшивки осуществляется на специальные защелки.

Что такое карнизный свес и как его обустроить?

Элемент конструкции кровли, выступающий за пределы стен здания, называется карнизный свес. Он выполняет функцию защиты сооружения и прилегающей к нему территории, то есть фундамента, от осадков. По ширине он может быть равен от 400 мм до 1 м.

Виды карнизных свесов с кобылкой.

Однако по правилам постройки зданий можно и не производить облицовку данной части сооружения. Но стоит учесть некоторые проблемы, которые могут возникнуть из-за ее отсутствия. Это и внезапный порыв ветра, который может с легкостью сорвать открытую по низу крышу. К тому же, если произвести подшивку кровли, скроется ее изнанка, со всеми пластами «пирога»: нижняя часть стропил, утеплитель и гидроизоляция.

Согласно пунктам правил по строительству, подшивку кровли выполняют уже после всех этапов монтажа крыши. Кроме того, до этого необходимо завершить все работы по утеплению внешних стен здания и его отделки. Таким образом, оформление подшивкой кровли строения — это завершающий этап постройки здания и его внешней отделки.

Технология обустройства карнизных свесов

Различают два основных типа свесов: горизонтальный, то есть карнизный, и фронтонный. Свес, что образуется нижней частью скатной кровли, называется карнизный свес. А если это наклонный свес, который образован боковой частью ската, то, значит, он − фронтонный.

Вторую группу устанавливают в случае, если стропильная часть, наоборот, выходит за пределы стенок. При данном варианте крепление водостока рекомендуется устанавливать к боковым краям стропил, или к верхним границам. Карнизы открытого типа чаще всего устанавливают в домах частного типа.

Внутреннее устройство карниза крыши.

Методика обустройства карнизного свеса крыш не такая уж и мудреная манипуляция, как может показаться изначально. Бесспорно, потребуется немного постараться и произвести необходимые денежные вложения на покупку определенных строительных материалов и инструментов. Но окончательный итог проделанной работы, без всякого сомнения, будет того стоить.

Таким образом, по границе фасада вдоль нижней части кровли здания потребуется вкрутить или вбить профильные кронштейны. Подобная конфигурация послужит так называемым скелетом для последующей экспозиции облицовочного материала, то есть дощечек. Дощечки необходимо заранее обработать антисептическим средством или же специальной смолой. При этом та доска, которая монтируется первой в ряду, должна быть на 30-50 мм шире, чем остальные.

Обшивочные материалы

Схема подшивки карнизного свеса.

Для того чтобы произвести облицовку карнизного свеса, применяют следующие элементы:

  1. Строганная деревянная доска хвойного происхождения с толщиной 1,7-2,2 см. Зазор между досками должен составлять минимум 1,0-1,5 см. Все доски покрываются водонепроницаемым раствором. Минусом данной обшивки является деформация доски при высокой влажности.
  2. Деревянная вагонка. Этот материал тоже используют в качестве облицовочного. Он должен быть качественным и нетонким, выдержанным месяц на открытом воздухе с целью впитывания влажности на уровне окружающей среды. При монтировании деревянной вагонки необходимо установить и вентиляционные решетки с целью проветривания подкровельного строения.
  3. Оцинкованный стальной лист толщиною 0,6-0,8 мм. После монтажа покрывается краской, чтобы предупредить его коррозию. В качестве обшивки используют и перфорированные листы.
  4. Алюминиевый лист, покрытый защитным составом. Его толщина должна быть 6 мм. Крепится на краю кровли особыми защелками.
  5. Пластиковая вагонка и сайдинг. Самый известный и чаще всего используемый при подшивке свесов материал — сайдинг. Это очень прочный облицовочный материал, бывает виниловым и металлическим. Является разновидностью пластиковой вагонки. При этом металлический сайдинг прочный, но дорогой материал, имеющий один минус: подвержен коррозии. Виниловый же сайдинг, наоборот, более дешевый и распространенный вариант, однако существенно неудобен в эксплуатации. Сама же пластиковая вагонка также доступна по цене и широко распространена в качестве обшивочного материла. Но при этом имеет свои минусы, так как отсутствуют вентиляционные отверстия, а под солнечными лучами и дождем теряет впоследствии свою эстетическую привлекательность.
  6. Софиты — отличный вариант обшивки карнизного свеса, применяемый при замене вагонки или сайдинга. Это одна из разновидностей сайдинга, но отличие его состоит в том, что он имеет перфорированные отверстия. На внешний вид — это декоративные панельки, которые устойчивы к механическим изменениям и экологически безопасны.

Какой должна быть вентиляция

При установке свесов крыши и ее подшивки очень важно сделать это правильно. Так как все детали взаимосвязаны со стропильной системой, если допустить неверный монтаж, то это может послужить причиной деформации карниза вследствие провисания его из-за осадков и ветра. Чтобы этого не произошло, к стропилам крепят специальные «коробочки» и соединители.

Третий вид группы свесов монтируют при закрытом варианте выступающих краев стропил, имеющих при этом особенный внутренний паз. В этот паз монтируется облицовка, которая называется софиты. Если в здании имеется отдельная мансарда, то закрытый карниз обязан иметь вентиляционные отверстия.

И последняя группа используется в случае защиты фронтальной стены сооружения. Устройство подобной конструкции, то есть фронтонного свеса заподлицо или с выступом стропильной части, полностью подчинено желанию клиента. Опять-таки, если стропильная часть имеет выступ за границы стен, то обшить открытую часть крыши будет просто необходимо, причем смонтировать ее герметичной, иначе такая кровля прослужит своему владельцу недолго. Фронтонный свес по ширине составляет более 500 мм.

Огромную роль играет при этом и качественно смонтированная вентиляция. Так как при правильно установленном карнизном свесе воздух должен проходить через «кровельный пирог» в его воздушной прослойке, а далее, продолжая движение вверх, к самому коньку, выходить наружу. Если же свес будет наглухо забит (например, досками) и вентиляция при этом отсутствовать, то это очень плохо скажется на микроклимате подкровельного пространства. Отсутствие же подшивки также недопустимо, так как под крышу имеют все шансы прокрасться мыши, птицы и насекомые. Стропила же потребуют дополнительного ухода — их покраски с целью защиты от преждевременной коррозии.

Произвести же вентиляцию карниза можно несколькими методами:

  1. Самый примитивный — оставить зазор между стенкой сооружения и самой подшивкой. Для подшивки из профнастила щель примерно должна быть равна 6-12 мм, для сайдинга или вагонки — 10-15 мм.
  2. Можно использовать готовые решетки, которые предусмотрены для обеспечения вентиляции подшивки карниза из металлических листов, плит или вагонки.
  3. Зазоры для вентиляции в 5-10 мм делают при обшивке из досок.
  4. Можно использовать перфорированный материал, специально производимый для случая, если обшивка осуществляется с помощью софитов.

Итак, из всего описанного выше напрашивается вывод, что подшивку карнизного свеса при строительстве необходимо делать вентилируемой, а не вплотную. Также следует учесть при монтаже карнизного свеса, что размеры вентиляционных отверстий не должны быть меньше площади всей вентиляции более чем в 1/500 ее часть.

Если основа крыши выполнена из битума или фальцевого типа, то диаметры должны быть больше, чем, например, у глиняной черепичной крыши: она имеет свойство «дышать».

Крыша будет служить долго и выглядеть красиво при правильном монтаже свеса и обшивки. Кровельный свес — очень важный элемент конструкции кровли.

Карниз крыши является одним из важнейших элементов кровли. Эта конструкция защищает стены дома и отмостку от атмосферных осадков, и именно на неё крепятся желоба водоотводящей системы. Правильно смонтированный карниз обеспечивает защиту стропил, обрешётки и лобовой доски от воздействия влаги. Отделка карнизного короба софитами или иными материалами даёт возможность организовать эффективную вентиляцию подкровельного пространства, что снижает вероятность обледенения крыши. Важно знать назначение карниза, его устройство, а также способы расчёта и монтажа этой части кровельного покрытия.

Карниз крыши из металлочерепицы и его назначение

Надёжная крыша сохраняет дом от дождя, снега и талой воды. Наряду с коньком и скатами, карниз выполняет свою часть защитных функций и является важным элементом кровельной конструкции. Прежде всего необходимо понять, что такое карниз, а потом определить для чего он нужен.

Карнизом называют часть ската крыши от нижнего края до места пересечения стропил с внешними стенами дома.

Карнизные свесы обычно подшивают материалами, обеспечивающими вентиляцию подкровельного пространства и гармонирующими с кровельным покрытием

Существует понятие карнизного свеса, которое представляет собой расстояние от стены дома до нижнего края металлочерепицы. Его длина зависит от снеговой нагрузки, угла наклона ската, высоты здания и архитектурного решения и выбирается в пределах от 40 до 100 см.

Карниз выполняет следующие функции:

  • защита стен дома от осадков и талой воды;
  • обеспечение сохранности отмостки фундамента здания;
  • защита стропильной системы, обрешётки и лобовой доски от влаги;
  • вентиляция подкровельного пространства;
  • создание прочной, жёсткой конструкции между свесом и стеной дома;
  • обеспечение водоотвода с помощью карнизной планки и желобов;
  • ветровая защита кровли;
  • придание крыше эстетического, законченного внешнего вида.

Важно ещё на этапе проектирования учитывать все особенности функционирования карнизных элементов, поскольку от этого зависит срок службы самого дома и кровельного покрытия, а также стоимость крыши.

Устройство карниза крыши из металлочерепицы

Конструкция кровли из металлочерепицы может быть выполнена по-разному, выбор конкретного варианта зависит от потребностей хозяина. Факторами, влияющими на принятие решения, могут выступать экономия средств, необходимость устройства жилого помещения на чердаке или что-то ещё. Карниз является продолжением ската и состоит из того же кровельного пирога, что и вся крыша, но он выполняет и другие функции. Свес стропильной ноги из-за повышенной нагрузки нуждается в дополнительном узле жёсткости, который обеспечивается выносом кирпичной кладки либо брусом карнизного короба. Таким образом, карниз крыши из металлочерепицы состоит из следующих элементов:

  • свес стропильной ноги со смонтированной обрешёткой;
  • гидроизоляционная плёнка для отвода конденсата с внутренней поверхности металлочерепицы, которая крепится под обрешёткой;
  • вертикальная лобовая доска, которая монтируется по торцам стропил;
  • горизонтальная и вертикальная доски карнизного короба, создающие жёсткую треугольную конструкцию между стропилами и стеной здания;

    Каркас карнизного короба представляет собой жёсткий треугольник, состоящий из части стропильной ноги, горизонтальной подшивочной доски и вертикальной стойки

  • фигурная карнизная планка, которая крепится к нижней доске обрешётки и к лобовой доске;
  • кронштейны с жёлобом водоотвода;
  • кровельные листы металлочерепицы;
  • обрешётка карнизного короба;
  • крепёжная лобовая F-планка и пазовая J-планка;

    Софиты устанавливаются в пазы специальных планок, имеющих профили латинских букв F и J

  • перфорированный софит или иной отделочный материал.

Существуют более простые карнизные конструкции, которые требуют меньше материала и соответственно дешевле стоят, но степень защиты стен дома и деревянных кровельных элементов у них значительно ниже. Важно отметить, что гарантийный срок службы кровли из металлочерепицы у ряда производителей достигает 50 лет, а значит и правильно смонтированный карниз должен служить так же долго.

Размер карниза крыши из металлочерепицы

Длина карниза определяется рядом факторов, влияющих на выбор оптимального размера свеса. Здесь важна интенсивность атмосферных осадков, годовая роза ветров, высота здания и место застройки. Для металлочерепичной крыши выбор производится на основании:

  • архитектурного решения, определяющего общий вид дома и конфигурацию различных скатов крыши;
  • наличия жилого мансардного помещения;
  • преобладающего направления ветров в регионе и месторасположения здания (лес или открытое пространство);
  • количества ливневых осадков и снеговой нагрузки;
  • угла наклона ската;
  • ширины отмостки фундамента;
  • наличия системы водоотвода.

Для выбора оптимального угла наклона скатов необходимо учитывать все эти факторы, поскольку чем меньше угол наклона, тем больше должна быть длина карниза. В регионах с частыми и обильными снегопадами длина карниза достигает 100 см, а в зонах с небольшим количеством осадков выбирается ширина свеса от 50 до 70 см. СНиП II-26–76 рекомендует на крышах из металлочерепицы с неорганизованным водоотводом выносить карниз от наружной стены на расстояние не менее, чем 60 см. Такой вынос короба обеспечивает сохранность стен здания и отмостки фундамента.

Размер карнизного свеса в районах с обильными снегопадами делают более метра, для более спокойных местностей по СНиПу рекомендуется длина в 60 см

Профессиональные проектировщики и строители считают, что при малоэтажной застройке вынос карниза менее 500 мм даже при наличии водоотводящей системы является технологической ошибкой.

В рекомендациях по строительству сельских домов говорится о том, что минимальная ширина карниза должна находиться в диапазоне от 450 до 550 мм. Это справедливо для домов из кирпича и всех видов бетонных блоков. Деревянные дома следует оборудовать более массивными карнизными свесами, длина которых должна быть более 55 см.

В любом случае при проектировании малоэтажных зданий будет надёжнее воспользоваться услугами профессионалов, которые смогут рассчитать размеры карниза по нормативным документам. В целях сохранения стен, отмостки и для наилучшей ветровой защиты важно не гнаться за экономией, а сделать пусть более дорогой, но оптимальный выбор.

Как удлинить карниз на крыше из металлочерепицы

Стропильная группа изготавливается из стандартных пиломатериалов, длина которых не превышает шести метров. В случае если длина ската крыши от конька до карниза превышает этот размер, появляется необходимость удлинения стропил. Это достигается следующими способами:

  • монтаж ломаных составных стропил с разными углами наклона участков скатов, характерный для жилых мансардных помещений;
  • соединение двух стропил в средней части ската и усиление стыка вертикальными брусьями или угловыми подкосами;
  • удлинение карниза кобылками.

Увеличить длину карниза можно с помощью кобылок − отрезков доски, соединяемых со стропилами внахлёст

Варианты составных стропил используются на скатах большой длины, и нужно учитывать, что они имеют большой вес и создают давление на несущие стены здания. Поэтому следует распределять нагрузку равномерно с помощью подкосов, стоек и иных конструктивных элементов. При небольшой протяжённости скатов более предпочтительным является удлинение стропил с помощью кобылок, поскольку они немного весят и не оказывают значительного давления на стены дома.

Важно обеспечивать жёсткое крепление кобылок путём надёжного соединения со стропилами и с помощью карнизного короба для уменьшения возможной снеговой нагрузки на конструкцию карниза.

Расчёт карниза крыши из металлочерепицы

Расчёт количества кровельного материала для карниза, как правило, не производится отдельно и рассматривается в контексте подсчёта общего расхода материала на скат крыши. Если же необходимо рассчитать отдельно расход металлочерепицы на обустройство карниза, то нужно учитывать, что нахлёст следующего по высоте листа равен 130 мм. Нахлёст соседних листов между собой равен 80 мм, что при стандартном размере металлочерепицы 1180 мм, даёт полезную ширину 1100 мм. Выбор длины листа зависит от пожеланий заказчика, но стандартные размеры составляют:

  • 480 мм;
  • 1180 мм;
  • 2230 мм;
  • 3630 мм.

С учётом нахлёстов полезную площадь можно рассчитать по представленным табличным данным.

Таблица: эффективная площадь листа металлочерепицы

Стандартная
длина, мм
Полезная
площадь, м2
4800,528
11801,155
22302,31
36303,85

Определить необходимое для карниза количество кровельного материала можно путём расчёта по формуле Sk= Lк.с. ∙ (Lд + 2 ∙ Lф.с.), где:

  • Sk − площадь карниза;
  • Lк.с. − длина карнизного свеса;
  • Lд − длина дома;
  • Lф.с. − длина фронтонного свеса.

Важно учитывать припуск, необходимый для раскроя листов, особенно при скатах сложной формы. Его обычно выбирают в пределах от 10 до 20% от площади ската в зависимости от конфигурации крыши.

Остальные элементы карнизных свесов рассчитываются следующим образом:

  1. Размеры кобылок зависят от длины карниза и количества стропил, а крепёжные элементы подбираются в зависимости от способа фиксации и рассчитываются индивидуально для каждой крыши.
  2. Длина и ширина лобовой доски подбираются так, чтобы она закрывала свесы стропил.
  3. Длина карнизной планки подбирается с учётом нахлёста в 5–10 см и равна длине ската с фронтонными свесами. Отделочный материал для карнизного короба рассчитывается в зависимости от длины карниза и расстояния от лобовой доски до стены здания с учётом монтажа крепёжных планок различного назначения (F- и J-планки).

Отдельно нужно остановиться на подсчёте количества кронштейнов для желобов водосточной системы. Производители на основе нормативов по СНиП рекомендуют устанавливать их через 50–70 см с соблюдением уклона 3–5 мм на погонный метр жёлоба.

Кронштейны под желоба в зависимости от типа системы крепятся к лобовой доске или к первой доске обрешётки

Монтаж карниза крыши из металлочерепицы

Начинать монтаж кровельного покрытия нужно с обустройства карниза. Эту кропотливую работу проводят со строительных лесов, оборудованных безопасными перилами и страховочными верёвками. В начале монтажа все деревянные конструктивные элементы карниза обрабатывают составом, который препятствует порче дерева от различных внешних воздействий. Затем выполняется вся необходимая разметка и готовятся материалы, инструменты и оборудование. При монтаже карниза понадобятся следующие инструменты:

  1. Чертёжный и измерительный инструмент.
  2. Стамеска и молоток, ручная пила.
  3. Лестница.
  4. Электрический удлинитель.
  5. Шуруповёрт, дрель, перфоратор.
  6. Электропила, электролобзик, инструмент для раскроя металла.
  7. Доборные элементы, крепёжный материал.
  8. Каска, спецодежда, перчатки.

Работы по монтажу карниза происходят на высоте, поэтому требуют соблюдения правил техники безопасности, сборка производится только исправным электроинструментом, а на земле ставится ограждение с предупредительными знаками.

При соблюдении всех обязательных требований карниз крыши из металлочерепицы можно смонтировать самостоятельно без привлечения профессионального персонала, что обеспечит значительную экономию средств.

Как сделать карниз на крышу из металлочерепицы своими руками

Работа, сделанная своими руками, приносит удовольствие и уверенность в том, что она проведена качественно и с соблюдением технологии. В устройстве карниза нет ничего сложного, а инструментом может пользоваться практически каждый мужчина. Нужно в момент сомнения в правильной последовательности операций по монтажу обращаться за консультацией к кровельщикам. Работы должны производить не менее двух человек и желательно в безветренную погоду.

Фотогалерея: варианты обустройства карниза

Плёнка гидроизоляции крепится к капельнику на двусторонний скотчПланка капельника устанавливается так, чтобы она заходила в жёлоб на длину в 1/3 от его диаметраВентиляционный зазор между кровельным покрытием и плёнкой гидроизоляции со стороны карнизного ската закрывается перфорированной лентой

Монтировать карниз металлочерепичной крыши необходимо в следующей последовательности:

  1. Стропила выравниваются по вертикали и с помощью уголков соединяются лобовой доской.

    Лобовая доска крепится к торцам стропил с помощью уголков

  2. На лобовой доске устанавливается L-профиль для облицовки нижней плоскости кровельного короба.
  3. Крепятся кронштейны для водосточных желобов по натянутому шнуру, который задаёт угол наклона водоотвода.

    Кронштейны для водосточных желобов устанавливаются по натянутому шнуру с наклоном в сторону водосборной воронки

  4. Гидроизоляционная плёнка крепится двусторонним кровельным скотчем на капельник, смонтированный на верхнем срезе лобовой доски для обеспечения стока конденсата с металлочерепицы.

    Гидроизоляционная плёнка крепится скотчем к капельнику, поэтому конденсат будет стекать прямо в жёлоб

  5. К нижней доске обрешётки монтируется карнизная планка с нахлёстом в 5 см так, чтобы обеспечить сток влаги с кровли в жёлоб.
  6. Поверх планки на карниз устанавливаются листы металлочерепицы, а на них − фронтонные ветрозащитные планки.

    Фронтонные планки защищают металлочерепицу от ветра и воды

  7. На стене дома на уровне нижнего обреза лобовой доски крепится брус, на который монтируется J-планка соосно с L-планкой.
  8. Между ними устанавливается перфорированный отделочный материал (софит, профнастил или иной по выбору).

    Софиты монтируются в пазы L- и F-планок

  9. Для большей прочности можно установить перемычки через 50−70 см между лобовой доской и стеной дома, чтобы не допустить прогиба листов отделочного материала.

Места раскроя доборных элементов и листов металлочерепицы важно обработать антикоррозионной мастикой.

Видео: монтаж софитов

Отзывы строителей о способах устройства карнизных свесов

При самостоятельной работе над карнизами часто возникает вопрос вентиляции подкровельного пространства. Наибольший интерес на форумах вызывают темы правильного монтажа гидрозащитной плёнки и эффективности применения софитов как отделочного материала. Остановимся на этих популярных вопросах.

Про лобовые доски я не писал, но смею вас всех уверить — вещь полезная, хотя можно и без неё обойтись. А вот то что плёнка заканчивается в карнизном свесе до лобовой доски, это не финники придумали, а я лично ещё лет так 12 назад. Ибо насмотревшись всех этих фокусов с выводом плёнки на обрешётку и в жёлоб или на лобовую доску через капельник понял — это всё ведёт к промоканию самого низа кобылок и стропил. Ведь в таких безобразных конструкциях тот самый жёлоб, сформированный плёнкой переходит в плоскость. А чем это грозит, надеюсь, понятно. Только в отличие от тех, кого вы считаете идеалом для подражания, я ещё одну деталь после плёнки ставлю. Чтобы вода с плёнки не в подшиву капала, а в специально мною отведённое место. И по поводу разрушения утеплителя от ветра. Наверное, уже с год прошло, так никто из морщащих друг друга приколами о ветровых глушаках не ответил на вопрос — каков срок службы утеплителя в наших условиях. Насколько разрушится за этот срок верхний слой утеплителя из-за движения ветра над ним. Не 5мм? А, на целый см ! Катастрофа ——— Из той же темы добавлю Пока не получил всеобщего признания. Да и не получу, похоже. Как это люди не видят ничего плохого в отсутствии провиса. Вот этот способ укладки плёнки без провиса непосредственно на утеплитель вообще не имеет права. на существование. Если мы пытаемся защитить утеплитель и помещение от воды, попавшей на эту плёнку. Нет провиса, нет жёлоба и вода потекла по плёнке под контру, а там её ждёт дырочка от гвоздя или самореза. Добро пожаловать в утеплитель ! Погрейся. Плюс начнёт подгнивать стропилка в районе гвоздика. А в ендове посильнее. Конечно, можно утверждать что на плёнке не будет потоков воды. При герметичном кровельном покрытии (руберойкой) и при хорошей теплопароизоляции с продуваемыми зазорами вряд ли пар сконденсируется на осп и обрешётке до того чтобы капнуть на плёнку. Но это в идеале. А что в реале ? Мансардные окна, очередное манагерское убожество, создают утечки тепла, трубы котловые подогревают кровлю вокруг. В таких местах всякие бяки возможны. А в руберойку аэраторы вставляются. И вентконьки устраиваются. Что, ни при каких ветрах и метелях туда снег не надует ? А как снежок надувает в стыки металлочерепицы или штучной. Порой сугробы наблюдал под листами на плёнке. В районе ендов. Вот если у вас двускатка под руберойкой без труб и окон, а вытяжка вентиляции подкровельного пространства осуществляется через окна во фронтонах тогда лепите плёнку как угодно. Без провиса, с выгибоном в обратку выше стропил, да хоть спиралью. При таких условиях плёнка вообще не нужна. В этом ( 2014) году одну кровлю сделал всё-таки с выводом плёнки на капельники. Знаете почему ? Да потому что 1 . Пошивку было решено делать потом . Я засомневался , что всё будет сделано как надо. 2. Плёнка ГИ трёхслойная дельта вент н . Она прекрасно клеится клеем для мягкой черепицы , поэтому я проклеил все контры внизу и в ендовах . Но эта плёнка очень дорогая . Ещё встречал упоминание о прокладочной ленте из вспененного материала под контру . Чтоб не затекала вода в дырки от гвоздей. Но опять же всё новое не испытано временем , лет через 15 можно об этой прокладке говорить. Может , бывают такие неусыхающие трёхмиллиметровые вспененные ленты ( ха-ха ! ). И самое главное . Мы где живём ? У нас какие пиломатериалы ? Что , никогда гвоздь через контру и эту прокладку не попадёт в выемку ( или в сучок , в смоляной кармашек ) в стропильной доске , везде всё прижмётся ? Сами бруски контры , стропила никогда не волнообразны ? Или заказчики готовы дополнительно платить за качественный пиломатериал или за его подгонку ? Очень , очень редко.

С плёнки конденсат отвожу в подшивку (пластик или металл, не действует на них влага, с неё капает наружу, так теоретически, обычно он испаряется) или применяю схему с двумя капельниками, если можно проклеить контры.

Монтаж такой : 1) на самый край стропил ставится металлический капельник; 2) непосредственно на стропила накладывается супердиффузионная мембрана таким образом, что между 1-ым поясом мембраны и капельником и в каждом следующем нахлёсту между мембранами получается нахлёст размера мин. 10 см, мембрана переходит через конёк без разреза под коньком; 3) на мембрану примениться контррейки (уклон меньше чем 25 градусов — толщины 60 мм, 25–45 градусов — 50 мм, больше чем 45 градусов — 40 мм); 4) применяется обрешётка; 5) на край обрешётки ставится капельник для кровельного покрытия; 6) ложится кровельное покрытие с вентилируемым коньком или с вентилируемыми элементами вблизи конька Т.е. вентзазор под кровельным покрытием обеспечивает испарение водянных паров из конструкции и испарение конденсатов из нижной стороны паронепроницаемого кровельного покрытия. Задуваемыйый сухой снег, через вентэлементы под кровельное покрытие ничего не повредит, так как он остаётся на мембране и когда растает, вода по мембране вытекает из конструкции на улицу.

Лобовая доска крепится к торцевой части стропил оцинкованными гвоздями. При подшивке карниза необходимо обеспечить свободный приток воздуха в подкровельное пространство. Для подшивки карниза удобно использовать виниловые софиты. Набейте на стену брусок (горизонтально) на одном уровне с низом лобовой доски, затем прикрепите к нему J-профиль. К лобовой доске прикрепите завершающую планку, в нее вставьте J-фаску и прикрепите ее в нижнюю часть лобовой доски. Подшейте свес софитами (не забывая о вентиляционных зазорах, если софиты без перфорации). При изготовлении дощатого карниза подшивка выполняется по тому же принципу, что и подшивка сайдингом: доски набиваются непосредственно на низ лобовой доски и бруска. Вентиляционный зазор в этом случае делается в виде щелей между досками.

Как мы видим, многие начинающие строители способны сделать карниз крыши из металлочерепицы своими руками, а недостаток опыта компенсируется советами опытных профессионалов.

Мы рассказали о том, что такое карниз крыши из металлочерепицы, каково его устройство, назначение, как произвести расчёт материала и монтаж карнизного свеса, а также о способах удлинения стропильной группы. При соблюдении правил техники безопасности, а также выполняя пошагово последовательность операций, вполне можно справиться с монтажом карниза самостоятельно. Основываясь на богатом опыте профессиональных проектировщиков и кровельщиков, мы изложили полную информацию и надеемся, что она вам поможет в возведении кровли из металлочерепицы.

  • Ильдар Мухаметгалеев

Копирайт, рерайт на технические и строительно ремонтные темы, а также медицинская и научно-популярная тематика.

Устройство карниза

В гражданском строительстве проект крыши всегда разрабатывается так, что она немного выступает за пределы периметра здания. Расстояние от нижнего края ската до стены дома называют кровельным свесом. По строительным нормам оно должно составлять не менее 40-50 см. Кровельный свес отводит дождевую и талую воду, скатывающуюся с крыши, на максимальное расстояние от стены, защищая ее от намокания. Различают 2 типа свесов:

  • Карнизный. Карнизным называют свес, который формируется между нижней частью ската и боковой стеной дома.
  • Фронтонный. Фронтонным свесом называют вынос крыши за пределы фронтона здания, сформированный за счет стропильной системы или обрешетки.

Важно! Карнизы крыши формируются за счет удлинения стропильных ног каркаса или при помощи кобылок. Кобылками называют бруски, которыми удлиняют стропила, чтобы получить более широкий свес. Так как нагрузка на крышу за пределами периметра дома невелика, то кобылки изготавливают из досок меньшего сечения, закрепленных на стропилах с помощью гвоздей или металлических планок.

Устройство и материалы для зашивки свеса

В процессе обустройства крыши после настила финишного покрытия выполняется отделка карниза софитами, вагонкой, пластиковым сайдингом или профнастилом. Свесы выполняют декоративные и практические задачи, которые делают их одним из наиболее важных элементов конструкции. На них возлагаются следующие функции:

  1. Отвод дождевой и талой воды от поверхности стен. Широкий карниз крыши защищает стены дома от попадания влаги при сходе атмосферной влаги со ската. Без него отделка дома быстро отсыревает, трескается или теряет привлекательный вид.
  2. Вынос потоков атмосферной влаги за пределы отмостки и фундамента. Карнизный свес должен отводить потоки воды, стекающие со ската с высокой скоростью, за пределы отмостки, чтобы защитить фундамент от размытия.
  3. Защита стропил от намокания. Подшитый профнастилом или софитами карниз предотвращает попадание воды на стропильный каркас снизу, защищая деревянные элементы конструкции от порчи и загнивания.
  4. Создание единого, гармоничного образа крыши. Оформленный карниз делает облик дома завершенным, скрывая непрезентабельные элементы стропильного каркаса от посторонних глаз.

Обратите внимание! Чем меньше уклон крыши, тем шире должны быть карнизы, чтобы крыша выглядела пропорционально и гармонично. Кроме того, на ширину свеса оказывает влияние климатический фактор. В регионах с большим количеством осадков и снежными зимами лучше сделать карниз более широким.

Способы подшивки

Опытные мастера не рекомендуют оставлять карнизы крыши не обшитыми, так как при сильном ветре или косом дожде под них может затекать вода, приводящая к намоканию деревянных стропил и постепенному подгниванию каркаса. Для подшивки карнизных и фронтонных свесов используют специальные перфорированные панели, называемые софитами, или приспосабливают материалы, оставшиеся от настила крыши. Карнизы вполне можно зашить профнастилом, используя один их нижеперечисленных методов:

  • Диагональная подшивка. В этом случае профнастил прикрепляют прямо к нижней поверхности кобылок или стропильных ног с помощью стартовых планок и саморезов. Этот метод считается более простым, но для него требуется больше материалов. Диагональную подшивку выполняют для крыш с большим уклоном, но маленькой длиной свесов.

  • Горизонтальная подшивка. Эта технология заключается в создании короба, впоследствии обшиваемого профнастилом или другим материалом. Горизонтальная подшивка начинается с крепления на стену дополнительного бруска и монтажа каркаса из дерева. Тот метод отличается большей сложностью, однако, он позволяет более эффективно защищать отделку стен от попадания воды.

    Горизонтальная подшивка с выносом на фронтон

    Профессиональные мастера отмечают, что отделка свесов с помощью профнастила обладает рядом преимуществ. Во-первых, профилированный стальной лист с полимерным покрытием прекрасно противостоит коррозии. Во-вторых, он обладает высокой механической прочностью. И, наконец, цвет обшивки можно подобрать под цвет крыши для создания единого архитектурного образа.

    Технология обшивки

    Технология возведения крыши обязательно включает в себя подшивку карнизов. Эта операция выполняется после настила кровельного покрытия, комплексно вместе с установкой водосточной системы. Для отделки свесов используют остатки профнастила, крепежные планки, деревянные бруски и оцинкованные саморезы. Работы выполняют в следующей последовательности:

    1. Сначала концы стропильных ног или кобылок подравнивают по длине. Необходимо, чтобы торцы брусков располагались параллельно поверхности стены.
    2. На торцы нижней части стропильных ног монтируют лобовую доску. В этот момент удобнее всего выполнить установку кронштейнов для крепления водосточного желоба.
    3. На стену дома на одном уровне с лобовой доской закрепляют деревянный брусок с помощью анкерных болтов.
    4. Между лобовой доской и опорным бруском на стене монтируют соединительные перемычки с шагом 40-60 см. На этом сборка каркаса для обшивки завершается.
    5. С помощью направляющих и саморезов к каркасу крепят профнастил. Хорошо, если между ним и стеной останется зазор, равный высоте волны профиля, необходимый для вентиляции.

    Обратите внимание! Единственный недостаток подшивки карнизов профнастилом – отсутствие вентиляционных отверстий, через которые происходит проветривание стропильного каркаса крыши. Если конструкция кровли подразумевает мощное вентилирование, лучше выполнить заделку карнизов с помощью специальных софитов.

    Инструкция по обшивке карнизов

    Особенности подшивки

    Работы по обшивке кровельного свеса рекомендуется выполнять после монтажа стропильной конструкции, но до начала обустройства обрешетки для укладки кровельного покрытия. Перед подшивкой карниза следует уложить гидроизоляцию кровли и желательно выполнить утепление крыши со стороны чердака. Кроме того следует учесть, что свес кровли предпочтительно зашить до начала наружного утепления стен дома, чтобы во время работ с карнизом не повредить стеновое покрытие.

    На первом этапе работ следует отпилить выступающие части стропил по одной линии, которая должна быть параллельной примыкающей стене здания.

    Свесы скатной крыши зашиваются таким образом, чтобы можно было установить водостоки, обеспечить вентиляцию кровельного пирога. Для этих целей могут использоваться различные материалы и технологии монтажа.

    Выбор материалов

    Традиционно обшивка карниза крыши выполняется с помощью обрезной и строганной доски. Чтобы кровля выглядела эстетично, следует использовать доски, одинаковые по толщине и ширине. Помимо доски сегодня широко применяются различные материалы, которые должны :

    • обеспечивать надежную защиту карнизной части крыши от влаги, мороза, атмосферных осадков;
    • обеспечивать необходимую вентиляцию кровли;
    • обладать устойчивостью к внешним воздействиям и долговечностью;
    • обладать эстетической привлекательностью.

    В число популярных материалов для обустройства карнизного свеса входят :

    • вагонка (деревянная и ПВХ);
    • софит (виниловый и алюминиевый);
    • профнастил.

    Обрезная и строганная доска толщиной 1,5-2 см – практичный материал для монтажа подшивки, которая дает возможность обеспечить качественную и равномерную вентиляцию кровли. Для этого элементы следует набивать с зазором в 1-1,5 см.

    Деревянная вагонка. Выбирать данный материал следует с особой тщательностью: подшивка карниза крыши эксплуатируется на открытом воздухе, соответственно, вагонка должна быть выполнена из качественной древесины средней влажности и иметь достаточно большую толщину – это позволит избежать коробления.

    Рекомендуется использовать деревянную вагонку, хранившуюся на открытом воздухе не менее месяца, так как ее влажность соответствует влажности окружающей среды.

    Вагонка ПВХ. Это недорогой и простой в монтаже материал. Влагостойкая вагонка рассчитана на долгий срок службы. Для монтажа данного материала следует сразу приобрести пластиковые полоски П-образной формы для обшивки краев и специальные уголки для крепления стыков.

    Софит. Это специальная алюминиевая или пластиковая панель, с помощью которой выполняется подшив карниза крыши. Внешне софит напоминает сайдинг, но он изготавливается из более толстого пластика и снабжен перфорацией, которая позволяет создать необходимую вентиляцию воздуха под кровлей. К преимуществам алюминиевого и пластикового софита относится высокая устойчивость к атмосферным воздействиям и долговечность. В пластик для изготовления софитов добавляются УФ стабилизаторы.

    Панели софита нарезаются по длине карнизного свеса и устанавливаются перпендикулярно стене.

    Профнастил. Профилированный лист из оцинкованной стали с цветным полимерным покрытием обычно применяется для подшивки кровель, выполненных из того же материала. Профлист имеет достаточно высокую жесткость, устойчив к внешним воздействиям и к экстремальным температурам. Панели из профнастила нарезаются в соответствии с размером карнизного свеса. Вентиляционный зазор такой подшивки равен высоте волны профлиста.

    Каркас обшивки карниза

    Подшивка карниза крыши выполняется после установки кровельного каркаса и подгонки выступающих краев стропил под размер. После отпиливания стропильных ног по линии монтируется первая доска обрешетки, которая в дальнейшем служит ориентиром для работ на следующих этапах. Далее следует выполнить обшивку свесов, выбрав подходящий тип конструкции :

    1. Прошивка по стропилам. Такой вариант монтажа характерен для крыш с относительно небольшим углом наклона скатов, либо в случае, когда требуется увеличить высоту здания. Чтобы зашивать карнизный свес по стропилам, нижние части стропильных ног должны находиться в одной плоскости. В противном случае требуется выравнивание при помощи дополнительных досок, которые прибиваются стропилам внахлест. После этого монтируют первую и последнюю планку подшивки карниза, а между ними натягивают нити. Остальные элементы монтируются в соответствии с данным ограничителем уровня.
    2. Второй способ более распространен. Стропильные ноги обрезаются по горизонтали и вертикали. Внизу стропил закрепляется доска, к стене монтируется брус, причем он должен располагаться на 1 см выше лобовой доски, чтобы обеспечивался сход влаги. При ширине свеса более 450 мм посередине следует закрепить дополнительную доску. В местах схода свесов вальмовой крыши доски крепятся встык плашмя.

    Подшивка карниза крыши своими руками включает создание короба свеса крыши. В обоих вариантах устройства обшивки он выполняется одинаково: на обрешетку вдоль фронтона набивается доска, от нее требуется отмерить расстояние, которое должно соответствовать ширине свеса. Затем доска прибивается параллельно стене фронтона.

    Монтаж подшивки

    Обшивка карниза крыши софитом требует использования J-образной планки, которая закрепляется при помощи саморезов вдоль карниза и вдоль стены. Листы софита монтируются между планками. Длина каждой панели должна равняться расстоянию между смонтированными планками минус 6 мм для термического расширения материала. Если свес крыши превышает 900 мм, следует вычесть 12 мм. Лобовая доска закрывается специальной лобовой планкой. Использование софита и специальных элементов позволяют выполнить долговечный, функциональный и привлекательный свес крыши.

    Перед тем, как обшить карниз крыши обрезной доской или деревянной вагонкой, следует нарезанный в размер материал пропитать антисептическими, огнестойкими и водоотталкивающими составами. Это позволяет продлить срок службы подшивки.

    Ширина обрезной доски подгоняется в зависимости от размеров свеса. Элементы следует монтировать с шагом в 10 мм, создавая вентиляционные зазоры. Если карнизный свес зашивается вагонкой, планки укладываются с соединением шип-паз, при этом через каждые 1,5 метра следует установить специальные вентиляционные решетки.

    Чтобы зашить свесы кровли профнастилом, необходимо прикрутить предварительно нарезанные листы к каркасу параллельно стене и вдоль карниза. В качестве крепежа используются саморезы. Стык стены и листового материала закрывается внутренним уголком и лобовой планкой. Внутренний уголок следует прикрепить к профлисту, лобовую планку – к лобовой доске. Крепление наружного уголка выполняется по внешним стыкам профилированного листа.

    По фронтону профнастил монтируется вдоль стены, по наружной кромке кровельного свеса. Затем устанавливаются уголки и торцевая планка. Чтобы обеспечить доступ воздуха для вентиляции кровли, ширина листа профнастила должна быть 2 см меньше, чем ширина свеса. Важно учитывать, что подшивка, выполненная из металлического листа, склонна к коррозии в местах скопления влаги и срок ее службы уступает другим вариантам отделки карнизного свеса.

    Комментарии (0)

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *