0

Стиль возрождение в интерьере

Особенности стиля

Цвета и ткани

В ренессансе используются любые цвета и тона. Однако в интерьере не должно быть цветового контраста: все полутона переходят друг в друга плавно. Благодаря гармонии цветов выполняется главная идея ренессанса – создание спокойной, умиротворяющей атмосферы.

Парча, бархат, теснённая кожа — преобладающие ткани. Шторы обрамляются декоративными шнурками и ламбрекенами с золотистой окантовкой.

Золотой цвет не выступает в роли главенствующего, но используется в каждом помещении, чтобы сделать акцент на деталях и придать интерьеру дополнительную роскошь.

Линии

Симметричность и чёткие формы. Хаотичность в оформлении не допускается, равно как и рассеянность фокуса: всегда есть главный элемент, симметрично которому выстраивается композиция помещения.

Мебель

Мебель подчеркивает симметричность. Столы прямоугольные или восьмиугольные. В оформлении используются сундуки и секретеры. Стулья мягкие.

Сегодня в ренессансный интерьер впишется любая антикварная мебель XVIII века.

Материалы

Идея торжественности ренессанса прослеживается и в используемых материалах: они всегда дорогие и роскошные. Мрамор, песчаник, натуральный камень и расписное дерево – основа ренессанса.

Натуральный камень за счёт своей дороговизны сегодня заменяют искусственным, а вместо мрамора используют стилизованную керамику.

Освещение

В качестве освещения используются классические люстры, настенные бра и настольные светильники. Архаичность стиля подчеркнут светильники-канделябры, а также подсвечники с настоящими свечами.

Зеркала

Ренессанс не тяготеет к искусственному увеличению пространства, поэтому зеркал мало. Как правило, зеркало ставится только в ванную, по желанию в гостиную, а также как элемент туалета в дамской комнате.

Полы

При оформлении полов используются основные характерные ренессансу материалы: керамика, мрамор и камень. Распространены и деревянные полы, основные породы: дуб, эбеновое дерево, орех.

Потолок

Потолки многоуровневые, с расписной живописью или позолоченной лепниной. В традиционных интерьерах потолок высокий и куполообразный. Сегодня вместо мраморного потолка-купола делают деревянные, с углублениями, резьбой и греко-римскими орнаментами.

Декор

В комнатах умеренное количество элементов декора: предпочтение отдаётся открытому свободному пространству. Декор сливается с общим оформлением, подчёркивая гармонию стиля.

Вместе с ренессансом возобновился интерес к античной культуре. Присутствуют колоны, но без практической функции, сугубо как часть декора.

Распространены ниши в стенах, расписанные живописью. В нишах размещают бронзовые скульптуры, статуэтки. Стены украшаются картинами. Сегодня популярны репродукции ренессансной живописи: работы Рафаэля Санти, Леонардо Да Винчи, Микеланджело Буонарроти.

В двухэтажных коттеджах устанавливаются роскошные мраморные лестницы.

Тарелки, чаши и блюдца классической формы, оформлены в нежно-молочных и кремовых тонах. Часто присутствуют позолоченные орнаменты.

Особенности интерьера в комнатах

Кухня и столовая

При оформлении кухни важно выбрать один главный объект и обустраивать помещение исходя из него. Таким объектом может стать кухонный гарнитур или обеденный стол.

Оформление кухни светлое, нежно-кремового, молочного или бежевого цвета. Элементы лепнины отсутствуют.

Обязательно наличие одной роскошной люстры. По вечерам и во время романтических ужинов выставляются бронзовые канделябры с зажжёнными свечами.

Дизайн мебели делается в тон обивки стен и потолка: цвет кремовый или молочный, с золотистым орнаментом.

Столы декорированы под мрамор, стулья либо мягкие, либо деревянные с элементами резьбы.

Спальня и детская комната

Главным элементом дизайна в спальнях являются кровати, стоящие посередине комнаты.

От кроватей строится остальной декор: комод, туалет с зеркалом, книжный или бельевой шкаф. Лепнину в спальнях делают редко, а обрамление золотом, резьба по дереву и украшение мебели узорчатым орнаментом – типично для ренессансных спален.

Люстра одна, изящная, но не большая. Висит над кроватью.

Потолок глянцевый, комбинированный: натяжное полотно и гипсокартон.

На стенах висят репродукции картин эпохи Возрождения, пол покрыт ковром. Напольное покрытие в современных домах – неброский паркет светло-шоколадных оттенков.

На комодах и в углах размещаются живые растения. Туалетный столик украшают вазами со свежими цветами.

Спальни отличаются простором, поэтому мебели – по минимуму. Искусственное расширение пространства в ренессансе неприемлемо, поэтому количество зеркал ограничивается туалетным столиком.

Ванная

Главное правило ванны в стиле ренессанс – простор и минимум убранства.

Ванная или душевая кабинка, прямоугольное зеркало в узорчатой раме и раковина – самый частый вариант интерьера. Все предметы выполнены в кремовых, молочных или белых цветах. Дополнительный декор в виде настенных бра и панно: пастельно-розовых, зелёных или жёлтых тонов.

Стены и потолок оформлены керамической плиткой. Паласы подбираются под цвет и дизайн ванной.

Гостиная

Гостиная просторная, выполненная в светлых тонах и не заставлена мебелью. В помещении только самое необходимое: столик, стулья, диван и секретер. Если позволяет проектировка, устанавливается камин. К стене можно поставить пианино, если оно вписывается по дизайну.

Разбавляют строгость гостиной живые растения.

На потолке обязательно присутствует искусная лепнина, люстра с подсвечниками или стилизованная под канделябр.

Занавески лёгкие, выполненные в цветовой гамме интерьера.

Стиль ренессанс в интерьере: изысканная сдержанность

Стиль ренессанс в интерьере

Эпоха Возрождения, оставившая свой значительный след в мировой культуре, повлияла и на представление о том, как можно обставлять жилье. Стиль ренессанс в интерьере – вплетение нового в старое: любовь к лаконичным формам, симметрии и четким линиям, присущие Античности, здесь гармонично сочетаются со стремлением к роскоши, великолепию и богатству обстановки, свойственными Средневековью.

Среди характерных черт направления можно выделить:

  • логичный и продуманный дизайн, упорядоченность композиции;
  • пропорциональность форм;
  • античные элементы и орнаменты;
  • свободное пространство, воздушность, обилие света в помещении;
  • простые геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, овал) в декорировании;
  • массивная мебель, спокойная цветовая гамма, отсутствие ярких пятен в оформлении.

Композиция чаще всего выстраивается вокруг главного элемента (к примеру, камина), причем он может быть расположен не в центре помещения. Ренессанс интерьер тщательно продуман, гармонично подобран, все его составляющие – часть единой композиции, но вместе с тем каждый отдельный элемент независим, самоценен.
Большое внимание уделяется декору, придающему помещению торжественность. Вместо дверей часто организуют арочные проемы. Для оформления окон используют дорогие и качественные ткани (шелк, бархат, парчу) с изысканной вышивкой и кручеными шнурами. Цветовая гамма – мягкая, отсутствуют резкие переходы и контрасты. Все вместе позволяет добиться в помещении интимной и комфортной атмосферы.

Отделка и материалы

В качестве отделочных материалов помещений, оформленных в стиле эпохи Возрождения, используют достаточно дорогие натуральные материалы: камень, дерево ценных пород, мрамор.

Отделка пола

Напольное покрытие выполняют из дерева ценных или экзотических пород либо мрамора, однако, в современном варианте допустимо использование керамической плитки или гранита. Отлично впишутся и добавят уюта украшенные восточным орнаментом ковры подходящей цветовой гаммы.

Оформление потолка

Для помещений, оформленных в стиле ренессанс, характерны сводчатые высокие потолки. Уместно здесь смотрятся многоуровневые конструкции, украшенные в центре орнаментом, рисунком или позолоченной лепниной.
Весьма актуальны кессонные потолки.
Сочетаются с обстановкой и деревянные потолки. Их покрывают лаком, чтобы сохранить фактуру.

Отделка стен

Классические материалы, которые используются для отделки помещений в этом стиле, – мрамор, натуральный камень, песчаник – относятся к довольно дорогим, поэтому они могут быть частично заменены на керамическую плитку.
Также применяют настенную живопись, фактурную штукатурку.

В качестве обшивки выбирают также дерево светлых и темных пород, однако узоры при этом должны быть плавными. Стены могут быть декорированы тканью (бархат, парча) или тисненой кожей.

Детали и декор

Убранство помещения, оформленного в стиле ренессанс, невозможно представить без обилия декоративных элементов. Все они должны быть грамотно подобраны, не приветствуются детали из других стилей, поскольку они способны нарушить гармонию.

На стенах развешивают картины – репродукции полотен эпохи Возрождения. В качестве украшения используют пилястры, фестоны, колонны. Отлично подойдут аксессуары из венецианского стекла, майолика (посуда, геральдические знаки, медальоны).

Если в помещении имеются ниши, их оформляют с помощью фресок, внутри размещают бронзовые фигуры.

Шторы в стиле ренессанс

Для окон используют шторы из блестящих тканей с изящной вышивкой.
Большие окна позволяют организовать качественное естественное освещение в светлое время суток, а для вечернего устанавливают крупные кованые или хрустальные люстры, подсвечники, бра, торшеры, стилизованные под масляные лампады или канделябры.

Цветовая гамма может быть любой, но чаще других выбирают насыщенные пурпурные, зеленые, оливковые, красные, охряные и серо-голубые тона.

Оформление помещения в стиле ренессанс имеет свои особенности – чтобы добиться величественной роскоши, требуется неукоснительно выдерживать образ, большое внимание уделять мелочам, продумывать расстановку.

Стиль ренессанс в интерьере фото

Стиль ренессанс в интерьере спальной комнатыРенессанс в интерьере кухни Кабинет в стиле ренессансРенессанс в интерьере ванной комнатыРенессанс оформление в гостиной

ТехЛиб СПБ УВТ

Церковь и монастырь Сан-Джорджо-Маджоре, Палладио, 1566, Венеция

Возникновение стиля ренессанс

В начале XV в. в Италии (в Тоскане), где наследие античности никогда полностью не исчезало, возникает новое явление в искусстве — ренессанс, в более узком смысле слова — возрождение античного искусства. В XV в. ренессанс постепенно распространяется по всей Италии.

Для ренессанса, более, чем для других стилей, — характерны местные различия, поэтому во Франции ренесанс иной, чем в Венеции или в Риме. Еще в большей степени местные отличительные черты проявляются в XVI в., когда ренессанс распространяется по всей Европе.

Историческая характеристика стиля ренессанс

В XIII — XIV вв. города Северной Италии становятся воротами оживленной морской торговли, отняв у Византии роль посредника между Европой и экзотичным Востоком. Накопление денежного капитала и развитие капиталистического производства способствуют быстрому формированию буржуазных отношении, которым уже тесно в рамках феодализма. Создается новая, буржуазная культура, избравшая своей моделью античную культуру; ее идеалы получают новую жизнь, что и дало название этому мощному социальному движению — Ренессанс, т. е. Возрождение.

Опираясь на новые открытия и изобретения, государственные силы вступили во владение наследием средневековья, начали образовываться национальные государства. Одно из идеологических последствий этого перелома — церковные реформы в различных странах Европы, поколебавшие власть римского папы. История начала этого периода характеризуется ростом богатства буржуазии и обнищанием крестьянства. Владевшие землей князья приняли участие в многочисленных и беспощадных войнах.

Преобладающие и модные цвета

Пурпурный, синий, желтый, коричневый

Линии

Полуциркульные линии, геометрический рисунок (круг, квадрат, крест, восьмиугольник) преимущественно горизонтальное членение интерьера

Форма

Крутая или пологая крыша с башенными надстройками, арочные галереи, колоннады, круглые ребристые купола, высокие и просторные залы, эркеры

Характерные элементы интерьера

Кессонный потолок; античные скульптуры; лиственный орнамент; роспись стен и потолка

Конструкции

Массивные и визуально устойчивые; бриллиантовый руст по фасаду

Окна

Полуциркульные и прямоугольные с тяжелым карнизом и фризом в сочетании с круглыми; иногда полуциркульные арочные, часто спаренные и даже строенные

Двери

Устройство порталов с тяжелым карнизом, фризом и колоннами; прямоугольный и полуциркульный арочный вход

Архитектура занимает ведущее место в ренессансном художественном творчестве. В этот период возводятся сооружения, масштабной мерой которых становится человек. Существенно изменяется характер монументальной архитектуры, и в отличие от вертикализма пространств, соответствовавшего мировоззрению средневековья, новые формы развиваются в ширину. Архитектура характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма.

Всю историю развития нового стиля в течение XV — XVI вв. можно разделить на три основных периода.

  • 1420 — 1500 гг. — это период раннего Ренессанса. Ведущим архитектором этого периода был Ф. Брунеллески (1377 — 1446), а основным центром — Флоренция.
  • Далее следует период расцвета Ренессанса (начиная с 1500 г.) Ведущим архитектором становится Д. Браманте (1444 — 1514), а центр перемещается в Рим.
  • Последний и по времени относительно короткий период относится к позднему Ренессансу (1540 — 1580). Ведущим архитектором этого времени стал великий скульптор и живописец Микеланджело Буонаротти (1475 — 1564).

Строительные особенности стиля ренессанс

Кроме традиционных строительных материалов в период Ренессанса используются и некоторые новые. Традиционный камень в основном в ранний период применяется в виде каменных блоков, обработанных различными способами. Он используется и в конструкциях, и в элементах оформления. Все более важным материалом становятся строительные растворы. Практически Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре. Раствор используется не только в кладке, но и в виде гладкой штукатурки, сграффито, руста и для создания некоторых других архитектурных элементов. Кирпич по — прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным. Ренессанс характерен чередованием материалов и цвета, широко используются цветные материалы: терракота, майолика и глазурованный кирпич. Изделиям из этих материалов легко придать различную форму, что позволяло создавать различные элементы и детали архитектурного оформления сериями.

Палаццо Вендрамин Калерджи арх. Пьетро Ломбардо, 1502, Венеция

Церковь Санта-Мария дель Мараколи, арх. Пьетро Ломбардо, 1481, Венеция

В XVI в. чаще, чем настенная живопись, в убранстве интерьеров используются лепные украшения, вначале белые, а впоследствии тонированные и золотые. В значительном количестве применяется железо, особенно в качестве конструктивных деталей, обеспечивающих жесткость с помощью тяг и затяжек.

Медь, олово и бронза используются в декоративных целях. Из дерева конструируются стропила, карнизы и потолки, которые имеют кессоны сложной формы. В некоторых случаях из дерева выполняются и своды, например, цилиндрические с люнетами.

Конструктивное решение сводов и куполов остается основной технической н художественной задачей. Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей. При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт. Образцом для подражания считался римский Пантеон. При этом ренессанс старается преодолеть массивность и простое нагромождение объемов, и для облегчения конструкции в системе сводов применяются различные дополнительные элементы, которые оставляются открытыми и иногда трактуются как детали художественного решения (например, затяжки). Часто используется купол на парусах, известный уже раньше (например, храм св. Софии), однако новым становится включение в систему высокого барабана, промежуточного цилиндрического элемента, вставляемого между парусами и куполом.

Купол собора св. Марии дель Фьоре, Брунеллески, Росселино, 1420-1436, 1446-1470, Флоренция

К наиболее типичным для ренессанса сводам относятся: цилиндрический с люнетами, сомкнутый, лотковидный, «зеркальный». Для коридоров и арочных галерей применялся крестовый свод без ребер.

Характерно, что первым ренессансным произведением была не церковная, а гражданская постройка. Это здание флорентийского Воспитательного дома, спроектированное Ф. Брунеллески в 1421 г. По своей архитектуре оно полностью отличается от предшествующих готических построек. Здание имеет горизонтальную композицию, с легкой аркадой на колоннах, которая с тех пор становится наиболее популярным архитектурным приемом.

Характерные черты стиля ренессанс

Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет наслоения друг на друга горизонтальных этажей. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Колонна, пилон, пилястра, архитрав, архивольт и свод являются основными элементами, которые ренессанс свободно использует, создавая их различные комбинации. Используются различные ордера, которые чаще всего выстраиваются в ряд в соответствии с так называемой классической соподчиненностью — от самого тяжелого дорического в нижней части к наиболее субтильному коринфскому наверху. Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение.

Очень важным является и изменение характера пространства. Вместо вдохновенного готического пространства появляется рациональное с визуально четкими границами. Вместо напряженности готических ломаных линий используются строгие, в большинстве случаев прямоугольные, формы. Основные геометрические фигуры и тела в ренессансной архитектуре — квадрат, прямоугольник, куб и шар.

Эскориал, Х.Б. де Эррера и Х.Б.Толедо, 1563-1584, Испания Церковь Санта-Мария-Новелла Альберти, 1456-1470, Флоренция

С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам. В противоположность готическому усложнению стены вплоть до вертикально подчеркнутого скелета с застекленными внешними поверхностями ренессанс вновь обратился к массивным и визуально устойчивым архитектурным объектам, наружные стены которых украшали орнаменты в подражание античным формам и разнообразные по форме и размерам ризалиты. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах. Однако в это время наряду с городскими жилыми и общественными зданиями возникали великолепные замки в великокняжеских резиденциях, как правило на местах бывших укрепленных замков.

Над созданием дворцов, садов и укреплений работали архитекторы, воспитанные на итальянских образцах. Они создали материальную среду, которая благоприятствовала светской жизни, занятиям искусствами, литературой, музыкой. Строительство культовых зданий вследствие Реформации потеряло свое превалирующее значение.

Типы сооружений стиля ренессанс Грандиозный восьмигранный купол (1420—1436), возведенный над построенным еще в 14 веке собором Санта-Мария дель Фьоре родоначальником ренессансной архитектуры Филиппе Брунеллески (1377—1446). Вытянутый вверх купол диаметром у основания 42 м перекрывает алтарную часть массивной базилики. Его мощный, четкий силуэт и теперь царит над городом, прекрасно воспринимаясь с далекого расстояния.

Применив новые конструкции, каркасную систему, Брунеллески сумел обойтись без лесов, соорудив пустотелый купол с двумя оболочками. Он облегчил, таким образом вес свода и уменьшил силу распора, действующую на стены восьмигранного барабана. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Укрупненные масштабы форм купола, его мощные массы, члененные крепкими ребрами, подчеркнуты изяществом и тонкой проработкой декора завершающего его фонаря. В этом сооружении, воздвигнутом во славу города, нашло воплощение торжество разума, идея, определяющая основное направление культуры Возрождения.

Палаццо Питти, Амманати Бартоломео, 1560-1565, Флоренция

Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 в. явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. В это время создается тип величественного здания, прямоугольного в плане, с единым замкнутым объемом, со множеством помещений, расположенных вокруг внутреннего двора.

С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 г.) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Огромные восьмиметровые окна-порталы завершают впечатление горделивой суровой силы, производимое этим дворцом.

Зарождение и развитие принципов архитектуры Высокого Возрождения происходит в Риме, где на почве исканий предшествующего периода складывается единый общенациональный стиль.

Исполненный величественности, монументальности и благородной сдержанности, он основывается на более смелом и свободном использовании классических ордеров античности. В Риме находит завершение архитектурный образ здания с центрально-осевой симметричной композицией, с пространством замкнутым и всесторонне развитым, этот образ воплощает идеи героизма и величия страны.

Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 века был Донато д’Анджело Браманте (1444—1514). Он начал творческую деятельность в Милане, но только с переездом в Рим, после ознакомления с памятниками античности, ему удалось придать своим сооружениям тот величаво-монументальный облик, который характеризовал новые принципы в архитектуре. Эти принципы проявились со всей ясностью в первой римской работе Браманте — маленьком храме, так называемом Темпьетто, построенном в 1502 г. во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио.

Церковь монастыря Сан Пьетро ин Монторио. Браманте. 1500-1504 гг

Это круглое в плане купольное сооружение небольшого размера, с гармонически развитым объемом, с мягко круглящимся куполом. Три широких ступени служат основанием храму. Окруженный колоннадой римско-дорического ордера, поддерживаю щей антаблемент, Темпьетто производит впечатление монументального величественного здания строгих пропорций и полнокровных форм.

Собор святого Петра Донато Браманте, Рафаэль, Перуцци, Микеланджело, делла Порта, Мадерна, Бернини

Став главным архитектором папы Юлия II, Браманте проводит огромные работы по реконструкции Ватикана, объединяя отдельные разрозненные постройки старого Ватикана и виллы Бельведер в монументальный единый комплекс. По его проекту возводятся длинные галереи, которые замыкают два больших парадных двора, расположенных на разных уровнях, украшенных нишами-экседрами и соединенных между собой открытыми лестницами.

Главное создание Браманте — проект собора св. Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. И хотя заложенный по этому проекту собор в дальнейшем был перестроен другими строителями, его идеи нашли распространение в сооружениях многих итальянских зодчих.

План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом. Большой купол, венчающий здание, вырастает из массы более мелких объемов, образующих пирамидально построенную композицию. Каждая часть ее имеет самостоятельное значение и в то же время подчинена целому.

Площадь Собора св. Петра, Лоренцо Бернини, 1656-1667, Рим

Собор Святого Петра. Собор Святого Петра — это первое, что привлекает в Риме не только паломников, но и всякого путешественника. Огромный купол этого храма виден отовсюду, но исчезает по мере приближения к нему. Если со ступеней, ведущих к притвору, обернуться назад — перед взором откроется все величие площади, которая и сама служит как бы преддверием к храму. Посередине ее, между двумя красивыми фонтанами, находится обелиск, сделанный из цельного гранита. Он имеет форму высокой, к верху утонченной колонны, но не круглой, а шестигранной. Обелиск производит впечатление легкого солнечного луча. Прежде этот обелиск стоял в цирке Нерона, но в XVI веке римский папа перенес его на эту площадь и водрузил на его вершине крест с частицей Древа Животворящего Креста Господня. Своим возведением собор обязан святому первоверховному апостолу Петру, который проповедовал учение Христово сначала в Иудее, затем в Антиохии, в Вифании, по всей Италии и в самом Риме. При гонениях на христиан во времена Нерона он был распят в Риме вниз головой.

Первый христианский император Константин повелел в память о святом апостоле построить над его могилой базилику, которая была лучшей из всех римских базилик. Она простояла на этом месте более 1000 лет, но в XV веке стали опасаться за прочность базилики, и папа Юлий II дерзнул опрокинуть часть многовековой святыни, чтобы заложить на этом месте первый камень нового грандиозного собора. Произошло это в 1506 году, а всего храм строился 100 лет. Первым его зодчим был великий Донато Браманте. Он составил план собора по образцу греческого равноконечного креста. Но через семь лет Браманте умер, и начатый им труд продолжил великий Рафаэль. В письме своему дяде Рафаэль писал: «Я не могу жить в другом месте, только в Риме — и это из-за своей любви к строящемуся храму, который я возвожу… Где оно, на всем свете место более достойное, чем Рим, и есть ли более благородное предприятие, чем сооружение собора Св.Петра!». Однако постройку храма надолго прервала страшная эпоха разорения Рима, а после смерти великого Рафаэля из Флоренции был вызван Микеланджело. Он сохранил план греческого креста, но для купола базилики воспользовался планом Пантеона.

У человека, стоящего у подножия царской лестницы, создается впечатление, будто она уходит прямо в небеса. Этот удивительный эффект достигнут благодаря хитроумному расчету архитекторов. Длина каждой из последующих ступеней лестницы постепенно уменьшается. От этого незначительного изменения размера и возникает ощущение устремленности ввысь. Точно такое же впечатление глубины, возникающее от площади перед собором Св. Петра, объясняется не только грандиозностью ее размеров, но и хитроумными архитектурными приемами. Разведенные, словно руки для объятия, две колоннады с идущими к базилике коридорами, составлены из нескольких рядов колонн, которые постепенно слегка уменьшаются по высоте и чуть-чуть дальше отходят от центра площади. Кроме того, если смотреть на колоннаду из определенных точек, то вместо четырех рядов колонн наблюдатель видит только один ряд, а остальные словно исчезают. При входе в базилику взорам представляется бесконечная нижняя ветвь ее креста, почти в 100 сажень длины. Ее пересекает исполинская сень главного алтаря, залитого потоками света, струящегося из-под купола. В самом конце храма Дух Святой, в виде голубя, как бы из глубины неба осеняет молящихся.

В соборе Святого Петра за главным престолом находится большое пространство, в конце которого возвышается вызолоченное кресло Апостола. Четыре громадных столба поддерживают среднюю арку свода. В нишах между столбами располагаются четыре статуи — апостола Андрея, Святой Вероники, Святой царицы Елены и сотника Лонгина. Тут же помещены и четыре святыни, связанные с историей этих лиц: глава апостола Андрея, плат Вероники, часть Животворящего Креста Господня, меч сотника Лонгина. В страстную пятницу эти святыни показываются народу для поклонения. Бесчисленные лампады освещают спуск в подземелье. Спуск этот окружен мраморной решеткой, но она всегда закрыта: богомолец может только преклонить колени перед ней. В просветах решетки взору его представляется бронзовая дверь подземного святилища, а перед нею великолепная статуя коленопреклоненного папы Пия VI. Сами святые мощи апостола Петра скрыты от взоров. Подземелье, в которое ведет бронзовая дверь, — это остаток древней базилики Константина: там стоит мраморный престол, под которым хранятся мощи Верховного Апостола.

Над алтарем подземной церкви изображена мученическая смерть обоих апостолов (Петра и Павла), а на самом алтаре стоит их древняя икона в серебряном окладе. Опрокинутый крест и меч знаменуют их страдания. Эта подземная церковь, низкая и тесная, тоже выстроена в форме креста и окружена подземными приделами и галереями. Трудно получить доступ в это подземелье, и потому глубокая тишина царит здесь. Кроме мощей Верховного Апостола, в соборе Св. Петра есть и другие святыни.

В одном из приделов верхней церкви покоятся мощи Св.Иоанна Златоуста, в другом приделе — мощи Григория Богослова, которые перенесли в Рим из Византии во время крестовых походов. Здесь же покоятся и мощи папы Григория Великого, хотя в Риме есть и церковь его имени. С обеих сторон главной ветви креста в соборе расположены богатые приделы, украшенные мрамором, мозаикой и бронзой. Между ними помещаются гробницы пап.

Статуя Моисея в базилике Сан-Пьетро ин Винколи (соборе Св.Петра) в Риме. Скульптор Микеланджело Буанаротти (1542)

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти

И идут люди в собор Св.Петра, чтобы постоять в молчании перед могучим «Моисеем» — статуей над гробницей папы Юлия II. У правого придела взору открывается «Пьета» — мать с телом умершего сына на коленях.

«Пьета» теперь отделена от посетителей защитным стеклом. Предосторожность эта не лишняя, так как уже в наше время скульптура пострадала от маньяка. Стройность и соразмерность отдельных частей собора таковы, что громадность его не сразу бросается в глаза. И лишь после внимательного осмотра поражаешься необъятности его размеров.

Браманте сыграл видную роль в развитии архитектуры палаццо. Он заканчивал сооружение палаццо Канчоллерия, заложенного в 1485 г. еще до приезда Браманте в Рим зодчим А. Бреньо. Главенствующую роль приобрели в этом палаццо стены, облицованные плоским рустом, расчлененные в двух верхних этажах парными пилястрами. Тонко отделанные горизонтальные пояса и карниз подчеркивают монументальность и величественность здания.

Вилла Ротонда, Андреа Палладио, 1551-1567, Виченца

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *