0

Старшая группа городецкая роспись

Дошкольник.РФ

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Роспись дощечек по мотивам городецких мастеров»

МБДОУ детский сад комбинированного вида №29 Составила и провела Чуйкина Т.М. февраль 2016 г. г. Сергиев Посад

Цель: продолжать знакомство с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями; учить выделять основные элементы узора.

Задачи:

1) Обучающая:

  • упражнять в рисовании городецких цветов – купавки голубого и розового цвета, ромашки, розана бутона, в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
  • закрепить навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета.

2) Развивающая:

  • учить самостоятельно выбирать элементы для своего узора, подбирать их цвет;
  • развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;
  • развивать речь детей, расширять словарный запас;
  • развивать творческие способности.

3) Воспитывающая: развивать художественный вкус и воспитывать любовь и интерес к народному творчеству.

Материал для занятия:

  • деревянные кухонные доски и лопаточки
  • образцы узоров
  • гуашь
  • мягкие кисточки (№2 и №4)
  • палитры, салфетки, подставки, непроливайки
  • экран для демонстрации слайдов
  • образцы поэтапного рисования бутона, ромашки, розана, листьев.

Предварительная работа: знакомство с историей городецкой росписи; прорисовка элементов росписи; беседа о русском быте и традициях.

Ход занятия

(1) Организационный момент.

Воспитатель: — Дети, у нас сегодня в гостях воспитатели нашего дет-ского сада. Давайте их поприветствуем.

Приветствие произносят все хором:

— Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!

(2) Игровое упражнение. «Нарисуем картину»

Воспитатель: — Я предлагаю вам поиграть в интересную игру. Закройте глаза и представьте себе, что вам дали кисточку и черную краску. Закрасьте все вокруг черной краской. Что вы испытываете? (ответы детей)

— А сейчас закрасьте все белок краской. Что скажете теперь?

— После этого возьмите яркие краски и раскрасьте все вокруг этими красками. Что можете сказать?

(3) Приглашение в путешествие.

— Да, согласна с вами: мир ярких красок куда интересней черно-белых. И сегодня я хочу пригласить вас в одно прекрасное место, где вокруг все яркое, красивое, разноцветное.

— Отгадайте куда мы отправимся:
— Есть на Волге город древний
По названью – Городец.
Славится по всей России

Своей росписью, творец!

— Вы правы, мы отправляемся в гости к городецким мастерам.

(4) Беседа о городецких мастерах с демонстрацией слайдов.

— На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город древний по названию – Городец. Там и зародилась роспись. Каждую субботу в Городец съезжались крестьяне с окрестных деревень, приезжали и купцы из разных городов. Редко кто уезжал с Городецкого базара без игрушки или прялки – традиционного подарка для невесты, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба. Крестьяне украшали удивительной росписью свои дома. Для украшений использовали следующие предметы: ставни, прялки, шкафчики, разделочные доски, шкатулки, сани, детские игрушки. На этих изделиях можно было увидеть птиц, коней, сцены чаепития, охоты, изображения барышень и кавалеров за беседой. Эти сюжеты дополняют и украшают диковинные цветы: яркие розаны, купавки, бутоны, ромашки, городецкие розы, веточки с зелеными листиками.

— А сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуете найти отгадки на этих ярких образцах.

а) Он не броский, круглый он –
нераскрывшийся … (бутон).
б) Ей в жару не будет жарко.
Она в воде, она… (купавка).

в) Словно чудо тут и там
Распускается… (розан).
г) Она круглая, как чашка,
И зовут ее… (ромашка).

(5) Игровой прием.

Воспитатель: — Ребята! По электронной почте нам пришло письмо. Хотите узнать от кого оно? Тогда отгадайте загадку.

— Ох! Ох! Ох! Ох! Ох! Ох!
Здесь такой переполох!
Все бегут, несутся, скачут,
Им кричат: «Куда? Куда?»

Ну а кто-то горько плачет.
От досады и стыда.
Но отлично все кончается,
Все на место возвращается,

Все виновную прощают –
Без хозяйки плохо быть!
А она им обещает
Их не пачкать и не бить!

(ответы детей)

Воспитатель:

— А вот и сама Федора! (слайд)

«Дорогие ребята! Я действительно стала хорошей хозяйкой. И мне на моей кухне хочется иметь красивые дощечки. Вы мне можете помочь?»

Воспитатель:

— Согласны ли вы сделать приятный подарок Федоре?

(6) Этапы рисования элементов росписи.

Воспитатель: — Тогда нам необходимо вспомнить все этапы рисования элементов росписи.

Бутон

  1. этап «Подмалевка»: круговыми движениями толстой кисти наносим светлое цветовое пятно розового или голубого цвета.
  2. этап «Теневка»: здесь используем более темные краски красных и синих оттенков: вверху рисуем маленький круг, от него идет скобка, которую начинаем рисовать концом кисти, в середине на кисть нажимаем, а затем опять концом кисти.
  3. этап «Оживка»: она выполняется белой краской тонкой кистью.

Аналогично изображается ромашка, розан, только маленький кружоксерединка рисуется в центре светлого пятна.

(7) Физминутка.

Воспитатель: А теперь давайте расскажем всем, что мы будем рисо-вать.

Мы пойдем по лугам
С яркими цветами.
Дети идут по кругу, взявшись за ру-ки.
Сказочные те цветы

Нарисуем сами.
Руки вверху, наклоны вправо-влево.
Здесь ромашки и бутоны
Словно капельки росы,

Указательными пальцами обеих рук в воздухе изображают капельки.

Расцветают здесь розаны
Удивительной красы
Круговые движения руками перед собой
Городецкий конь бежит,

Вся земля под ним дрожит!
Руки в замок, перед собой, прямой галоп.
Птицы яркие летают
Руки в стороны, бег врассыпную

И купавки расцветают.

Присесть, встать медленно, изобра-жая руками распустившийся цветок.

(8) Самостоятельная работа детей.

Воспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую. Вспомните пословицы (И/у «Доскажи пословицу»):

— «Сделаешь наспех — … » (сделаешь насмех)»»

— «Есть терпение — … » (будет и умение!)»»

(9) Анализ детских работ.

(Дети выбирают понравившиеся работы, мотивиря свой выбор).

Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса!
Городецкие узоры
Тонко вывела рука!

Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоты той нет конца
Это все для Городца

Городецкие узоры
Сколько радости для глаз
Подрастают мастерицы
Может быть и среди нас.

Воспитатель: — Я думаю Федоре трудно будет выбрать лучшие дощечки, т.к. они очень красивые.

(10) Подведение итогов.

Воспитатель:

— О какой росписи мы сегодня говорили?

— Чем она вам нравится?

— Подумайте, как мы можем отправить подарки Федоре?

< Предыдущая

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему «Городецкая роспись»

Инна Володина
Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе на тему «Городецкая роспись»

Задачи:

1. Обучающие

• Закреплять знания и представления детей о Городецкой росписи; о цветосочетаниях в городецких узорах

• Учить детей составлять узор по мотивам Городецкой росписи на «доске»

• Формировать умения детей рисовать цветочную гирлянду с уменьшением величины элементов от центра к краям

• Закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения теплых и холодных оттенков

• Закреплять умение оживлять цветы белым, синим и темно- красным цветом с помощью кисти

2. Развивающая — развивать умения детей в смешивании цвета

3. Воспитательная — воспитывать чувство отзывчивости, желание помочь поварам

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие

Словарная работа: Городецкая роспись, бутоны

Индивидуальная работа: с Ильей Ш. – закрепление навыков по смешиванию белого и красного цветов, для получения розового

Материалы и оборудование:

У детей: картонные заготовки разделочных досок; краска гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки, палитра

У воспитателя: иллюстрации работ городецких мастеров, технологическая карта

Ход образовательной деятельности

1 часть. Ребята, нам пришло письмо. Давайте его прочитаем: «Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара» Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! (достаю заготовки из конверта). Какими же узорами нам их расписать? Читаю стихотворение о городецкой росписи.

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Демонстрирую детям изделия городецких мастеров и отвечают на вопросы: Какие элементы росписи использованы? (бутоны и листья); Какие краски использовали? (зеленая, голубая, красная, розовая, синяя).

Использую частичный показ, как надо рисовать бутоны, сначала рисую крупные круги, потом на каждом круге рисую маленькие кружки – “глазки”. (Красные – на розовых бутонах, синие – на голубых). Маленький кружок наполовину заходит на большой круг. Под кружком рисуют дужку.

Обращаю внимание детей на то, что величина листьев в узоре разная. У крупных листьев рисуется контур и закрашивается. А маленькие листочки можно изобразить боковым мазким кисти.

— Посмотрите на ваши краски. Все ли необходимые краски есть на ваших палитрах? Какого цвета не хватает? (розового и голубого). Что же нам делать? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет? (в белую краску добавить немного красной). А как получить голубой цвет? (в белую краску добавить немного синей).

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

Дети смешивают краски, что бы получить розовый и голубой цвета.

— Ребята, с какого элемента вы начнете рисовать узор? (С центрального бутона.) Теперь у нас все готово, давайте поможем поварам, исполним их просьбу.

Методы и приемы: образец, обследование, художественное слова, беседа, пояснение, физкультурная минутка, технологическая карта

2 часть. Самостоятельная работа детей: В процессе работы советую детям – пока высыхает краска на больших кругах бутона, изображать листья, а потом уже рисовать “глазки и дужки”. Напоминаю детям о том, что городецкие мастера рисуют плотные узоры.

Методы и приемы: пояснение, указание, поощрение

3 часть. Ну, а сейчас давайте будем рассматривать ваши работы. Предлагаю детям самим оценить свою работу, раздаёт каждому ребёнку по четыре фишки: красную, синюю, зелёную и белую.

Критерии:

• Красную фишку дети должны положить на свою работу в том случае, если у них получилась симметричная гирлянда.

• Синюю Фишку – если гирлянда уменьшается по краям.

• Зелёную фишку — если гирлянда плотная, все элементы расположены на равном расстоянии друг от друга.

• Белую фишку – у кого цветке и в бутонах сочетаются близкие по тону цвета.

Вместе с детьми слежу, чтобы они объективно оценивали свою работу.

Высказывают свое мнение, почему им понравилась именно эта работа.

Молодцы ребята, все постарались, помогли поварам украсить доски. Они вам очень благодарны

Методы и приемы: выставка работ, оценка и самооценка, вопросы по анализу детских работ, поощрение

Тема: «Знакомство с городецкой росписью».

Цель. Познакомить детей с городецкой росписью.

Программные задачи:

  • Образовательная:
    • знакомство с городецкой росписью, ее особенностями;
    • учить выделять основные элементы узора;
    • упражнять в рисовании городецких цветов (бутонов голубого и розового цвета) в нанесении оживки с помощью кончика кисточки;
    • закреплять навыки смешивания красок на палитре для получения необходимого цвета;
  • Развивающая:
    • развивать чувство цвета, чувство ритма, чувство композиции ,художественно-графические навыки, эстетическое восприятие, воображение, умение красиво располагать узор в заданной форме;
    • воспитание у детей интереса и уважение к труду мастеров, создающих красивые вещи; приобщение детей к народному искусству; воспитание на образцах народного творчества.

Методические приемы: . объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов, анализ выполнения операций) , сюрпризный момент

Предварительная работа: рассматривание изделий и иллюстраций с городецкой росписью; чтение русских народных сказок «Сивка-Бурка», «Жар – птица», потешек, скороговорок, загадок; слушание народной музыки, песен; беседы о русском быте и традициях; рисование цветов..

Словарная работа: городецкая роспись, оживка.

Демонстрационный и наглядный материал.

Для воспитателя: наглядно-демонстрационные пособия, выставка изделий с городецкой росписью.

Для детей :из альбомных листов заготовки разделочных досок; гуашь, кисточки, палитра, тряпочки (на каждого ребенка) ,баночка с водой .

Для младшего воспитателя: одежда Почтальона.

План.

1. Организационный момент – 1 мин.
2. Вводная беседа – 5 мин.
3. Самостоятельная работа – 15 мин.
4. Физминутка – 2 мин.
5. Итог занятия:
а) выставка и анализ детских работ – 2 мин.

Использованная литература: Т.С. Комарова » Занятие по изобразительной деятельности» для старшей группы.. Программа М.А.Васильевой «От рождения до школы»

Книга для воспитателей детского сада и родителей. Е.А. Николаева. Я открою вам секрет. (Рисуем, мастерим, знакомимся с народными промыслами).

ХОД проведения.

1. Организационный момент

. Здравствуйте, дети! В нашей группе – светло и весело. А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Давайте будем чаще улыбаться друг другу и дарить свою радость окружающим.

. Раздается стук в дверь, заходит Почтальон.(Младший воспитатель переодетый в Почтальона)

Почтальон: Здравствуйте, ребята.

Ребята: Здравствуйте.

Почтальон. Я, почтальон Печкин, принес вам заказное письмо. Распишитесь, пожалуйста вот здесь. (Воспитатель расписывается . Почтальон выходит)

Вос. Ребята, интересно от кого может быт это письмо?

Д. От Деда Мороза.

Из леса.

Может от мамы.

Вос. Давайте прочтем письмо и узнаем от кого оно.

(Воспитатель читает письмо)

“Здравствуйте, дорогие ребята, пишут вам ваши повара. Помогите нам, пожалуйста. Мы много работаем, готовим вам вкусные завтраки и обеды, и многие наши разделочные доски пришли в негодность. А те, что у нас есть, обыкновенные и некрасивые. Мы знаем, что вы хорошо рисуете. Пришлите нам доски расписные, с цветами и узорами. Ваши повара”.

Вос. Ребята, от кого пришло письмо?

Реб. От поваров.

Вос. С какой просьбой они к нам обращаются?

Реб. Они просят, чтобы мы расписали их разделочные доски.

Вос. Ребята давайте поможем нашим поварам, они нас так вкусно кормят. А где же доски? Вот они! /Воспитатель достает заготовки из конверта/. Какими же узорами нам их расписать?

Дети. Цветами.

Листьями.

Кругами.

Вос.(вытаскивает от конверта стихотворение) Ой, ребята, здесь еще и стихотворение. Давайте я вам его прочту.

(Воспитатель читает стихотворение о городецкой росписи.)

Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Городецкая роспись- сочность красок манит.

Городецкая роспись душу нам веселит!

Вос. Ребята, наши повара хотят, чтобы мы расписали их разделочные доски городецкой росписью. А вы знаете, как расписать городецкую роспись?

Реб. Нет.

Вос. Ребята, мы сегодня познакомься с городецкой росписью, и научимся его рисовать.

(Воспитатель рассказывает и показывает )

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода есть город Городец. Там и зародилась городецкая роспись. Это – настоящее произведение искусства. На расписных Городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепития, охоты. Эти сценки расписаны яркими цветами: розовым , голубым ,красным, зеленым .Птица и конь – главные герои городецкой росписи. Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки. Смотря на эти росписи вы какие сказки вспомнил.

Реб.»Сивка-Бурка,.

«Жар-птица»

«Аленький цветочек»

Вос. Да, ребята. Именно эти сказки можно вспомнить, смотря на эти росписи.
( Воспитатель показывает образец разделочной доски.)

Вос. Посмотрите внимательно на эту разделочную доску и скажите, какие цвета использовали мастера при расписывании этой доски?

1 реб. Розовый.

Голубой.

Зеленый

Вос. Да, ребята, правильно . Мастера городецкой росписи при расписывании этой доски использовали розовый, голубой и зеленые цвета.

Как называется этот элемент, который расположен в центре раз. доски?

1 реб. Цветок.

Бутон.

Вос. Молодцы, ребята, это бутон. Бутон в центре узора “смотрит” вверх . А каким цветом расписан бутон?

Розовом.

Вос. Ребята , посмотрите на ваши краски. У вас есть розовый цвет.

Нет.

Вос Что же нам делать? Как получить розовый цвет? Какие краски нужно смешать, чтобы получить розовый цвет?

Реб. Если в белую краску добавить немного красной краски и получаться розовый цвет.

Вос. Да правильно ,ребята. Когда мы в белую краску добавим немного красной краски, то получаем розовый цвет. Вот смотрите. (Воспитатель смешивает краски.)

Вос. В каждом углу раз. доски. расположены маленькие бутоны голубого цвета. У вас есть голубой цвет.

Реб. Нет.

Вос. А что можно сделать, чтобы у нас получился голубой цвет?

Реб. А в белую краску добавить немного синий краски и получаться голубой цвет.

Вос. Да правильно ,ребята. Если мы в белую краску добавим немного синий краски, то получим голубой цвет. Вот смотрите. (Воспитатель смешивает краски.)

Вос. Еще городецкие мастера в бутоны рисовали полукруги и «глаза», для того чтобы оживить их. Эти элементы так и называются оживками. Их они рисовали белыми или черными красками.

Вос. Вот тут на разделочный доски расположены зеленые листочки. Обратите внимание на то, что величина листьев одинакова. Я буду расписывать свою разделочную доску, а вы внимательно слушайте и смотрите.

( Воспитатель рисуете и рассказывает.)

Вос. Ребята, самое важное в рисовании — научиться правильно держать кисть. Кисть необходимо держать перпендикулярно расписываемой поверхности. Локоть фиксируется, а кисть руки полностью свободна. Можно слегка опираться на мизинец, который едва касается поверхности. (Восп. показывает.)

Я сначала на кисточку набираю розовый цвет и на середине доски рисую крупный бутон . Потом хорошенько и аккуратно промываю кисточку и набираю на кисточку голубой цвет и в каждом углу рисую маленькие бутончики. Тоже так же аккуратно промываю кисточки , набираю на кисточки зеленый цвет и рисую лиспочки. Листочки нужно рисовать между голубыми бутонами.

Вос. Ребята, какого элемента не хватает в моем рисунке?

Реб. Оживки.

Вос. Правильно, Айгуль. В моей росписи не хватает оживки. Ребята, чтобы рисовать оживки нужно немножко подождать, чтобы бутоны высохли. Но я заранее расписала другую раз доску ,чтобы не ждать. (Воспитатель берет другой рисунок) Чтобы получилась дуга красивой формы, нужно начать прописывать кончиком кисти слегка касаясь поверхности. К середине дуги постепенно усиливаем нажим и заканчиваем рисование опять без нажима.

Вот ребята я расписала свою разделочную доску. Красиво получилась у меня раз доска?

Реб. Очень красиво

Реб. Красиво.

А теперь ребята, все сели правильно. Спина у нас прямая, ножки вместе. Друг другу не мешаем. Подготовим свое рабочее место.

Вос. С кого элемента вы начинаете расписывать доску?

Реб. С центрального бутона.

Теперь у вас все готово, давайте поможем поварам, и исполним их просьбу.

Индивидуальная работа.

(Воспитатель помогает смешивать краски). Ильнар, в белую краску нужно было добавить красную краску не слишком много. У тебя получился не розовый цвет, а красный. Давай вдвоем попробуем еще раз.

(Обращать внимание как дети держать кисточки). Глеб, кисточку нужно держать правильно с тремя пальцами. Молодец, Алина очень хорошо получается у тебя. Тимур, нужно как следует промывают кисточки и сушит ее об салфетку.

( Следить за осанкой детей). Лиана и Даша, когда рисуете слишком не наклоняйтесь, спина должна быть прямой.

(Когда дети закончили рисовать бутоны и листья)

Вос. Ребята, пока ваши росписи высыхают, давайте проведем физминутку.

Физкультурная минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,
(встать, руки на поясе)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться вправо, влево, вверх)
Взвился вверх и полетел.
(бег)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется..

Вос. Правильно сели и продолжаем работу.

(Воспитатель помогает) Арина , оживку рисуем полукругом. Вот так. Молодец Али, очень красиво получились у тебя оживки.

Вос. Ребята, если готовы ваши работы давайте их ( дети сами вешают свои работы)

Вос.: Ребята, давайте посмотрим на ваши работы. (дети смотрят на свои работы).

Вос. Какая доска получилась по вашему самой очень красивой и аккуратной ?

Реб. Вот этот.

2реб. Нет, вот этот.

Вос. Эти работы они очень красиво и аккуратно расписали ,молодцы.

Вос. Ребята, с какой росписью мы сегодня познакомились ?

Реб. с городецкой росписью.

Вос. На городецких изделиях можно увидеть что?

Реб. На городецких изделиях можно увидеть птиц, коней

2 реб. Сценки чаепития, охоты.

Вос. Какие цвета используют городецкие мастера при расписывании своих работ?

Реб. Они используют яркие цвета розовый, голубой.

План-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа) на тему: Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»

Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Городецкая роспись»

Программные задачи:

1. Учить детей самостоятельно придумывать узор по мотивам городецкой росписи, располагая его на листе бумаги.

2. Закрепить умение детей рисовать прямые и закруглённые растительные гирлянды с соблюдением характерных цветосочетаний городецкой росписи.

3. Закрепить умение рисовать всей кистью и её концом.

4. Развивать чувство композиции.

5. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, эстетическое восприятие; самостоятельность, творческие способности.

Материал.

Образцы предметов с разной композицией узоров; книга – альбом «Городецкая роспись»; таблица поэтапного изображения основных городецких узоров; бумага, акварельные краски, кисти № 2, №6, палитры, подставки для кистей, салфетки матерчатые, стаканы с водой.

Предварительная работа: Знакомство с легендой городецкой росписи, рассматривание изделий декоративно –прикладного искусства, словарная работа: розан, купавка, бутон, оживки, гирлянда.

Легенда о Городецкой росписи

У каждого русского промысла своя легенда. Есть такая легенда и у Городецкого промысла. Село Городец очень красивое. Берега здесь высокие, овражистые, все деревни на нем. Избы в деревнях ладные, высокие, с большими окнами и богатой резьбой, весело раскрашенные и почти каждый житель вспоминает, как у них здесь справляли когда-то Иванов день. Был такой праздник. В одних краях назывался Иваном-Купалой, в других — Иваном-Травником. Но везде его справляли в ночь с 23 на 24 июня. У трав в эти дни кончается бурный рост, начинается созревание злаков, и суеверный человек считал, что нечистая сила именно тут-то и пытается принести наибольший вред, погубить урожай. В эту короткую ясную ночь люди зажигали высокие костры, прыгали через костер, начинали веселиться, иногда гадали, пускали по реке венки – к какому мосту приплывет, оттуда и суженый будет.

И каждый норовил в эту ночь нарвать полезных трав. В растениях, действительно, в этот период собираются все лучшие соки. Уходили за таинственным цветком папоротника, который цветет, говорят, только в эту единственную ночь, даже не ночь, а всего — лишь какой-то час, отдаляющий одну зарю от другой. Каков из себя тот цветок? Никто точно не знает: одни утверждают, что огненно-желтый, светящийся, как языки пламени в костре; другие сказывали, что плющ алый, похожий на уголек, а третьи говорили, что он светится, но только не желтым, не алым, а вроде бы синим-синим цветом. Вот и пойми тут. Но все говорили, что красоты он необыкновенной. Совсем вроде бы простой, но лучше всех цветов на свете. Потому что цветок папоротника – это ведь цветок счастья.

Здесь в этих нижегородских деревнях, вблизи города Городца и зародился старинный промысел. Он берет свое начало из старины, с украшений прялок. Городецкие умельцы расписывали жилища, ставни, двери, ворота, предметы быта, прялки, детскую мебель, игрушку. Ярко расписывают предметы Городецкие мастера. На больших вещах — это обычно сценки из городской и сельской жизни. Сценки были веселые праздничные: застолья, катанья, гулянья. И везде нарядные барышни и кавалеры. А между картинками – цветы невиданной формы. И стали их звать розами, купавками, но на розы они не похожи. А выглядят так: на широкой чашечке с овальными лепестками сидит круглый бутон, а на нем шарик вроде коробочки, и все это в упругих полосках – оживках; напруженный получился цветок, вот-вот лопнет, раскроется. А вокруг него листья папоротника. А сам цветок, то алый, то желтый, то синий, то даже черный. Таким образом, русский мастер хотел удержать при себе необыкновенный цветок – цветок счастья. Характерные мотивы: пышные розаны, яркие розетки, мелкие цветочки. Ягодка с листочками, черные кони со всадником, или без него, птицы.

Ход занятия.

— Дети, обратите внимание какие красивые расписные предметы: разделочные доски, конь – качалка, шкатулка. Все эти предметы расписаны городецкой росписью.

Ох, Россия, ты Россия

Славы не убавилось,

Городцом ты, Городцом

На весь мир прославилась

— Ребята, мы с вами уже немного знакомы с городецкой росписью. Давайте вспомним, из каких элементов состоят городецкие узоры и как они располагаются в гирлянде. А чтобы вам легче было вспомнить, я загадаю вам загадки:

1. Словно чудо тут и там распускается… (розан).

2. Она круглая, как чашка, а зовут её … (ромашка).

3. Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она … (купавка).

4. Он не броский, круглый он — нераскрывшийся … (бутон)

Городецкая роспись – как ее нам не знать.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

— Посмотрите, пожалуйста, внимательно на все предметы и скажите, что ещё рисуется в городецкой росписи, помимо цветочных гирлянд?

Дети: Конь, птица, петух.

Теперь подумайте, что делает нарядными и живыми городецкие узоры?

Дети: оживки.

-Да это белая и чёрная оживки. Обратите свое внимание на то, как

по – разному, можно расположить гирлянды.

Гирлянды могут располагаться и снизу, и сверху, и посередине, но везде в центре гирлянды располагается большой цветок – розан, справа и слева от розана рисуются цветы среднего размера – ромашки, купавки.

— А теперь скажите, какие цветосочетания мы будем использовать для рисования городецкой гирлянды?

Дети: розовый с красным, голубой с синим.

-Цветов немного, но смешенные между собой они дают дополнительные оттенки: розовый, голубой, вишневый. Яркие цвета, положенные на желтый фон, создают радостное настроение, а силуэты коней, всадников, птиц, цветов, отделанные обильными мазками, делают изображение как бы объемным. Это замечательно, что есть русские умельцы, в которых до сих пор живет мечта о цветке счастья. Замечательно и то, что они делятся этим цветком счастья с нами, радуют нас своими работами, поднимают нам настроение, украшают быт.

— А для оживок, какие цвета возьмёте цвета?

Дети: Белый и черный.

— Дети, посмотрите, как правильно надо рисовать оживки и дуги.

Показ:

— Оживку рисуем кончиком кисти.

-А дугу — начинаем концом кисти, затем нажимаем на кисть, рисуя всем ворсом, и заканчиваем концом кисти.

А теперь давайте отдохнем, ручки, ножки разомнем.

Физкультурная минутка.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладони три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре руки шире,

Пять, шесть – тихо сесть,

Семь, восемь – лень отбросим.

— А теперь вы самостоятельно можете приступить к работе и изобразить свою гирлянду.

Звучит спокойная русская народная музыка.

Дети самостоятельно работают.

В конце занятия дети выставляют свои работы. Рассматривают.

— Городецкие узоры,

Столько радости для глаз.

Подрастают мастера

Может быть и среди нас.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *