0

Схемы паровых котлов

§ 62. Монтаж паровых котлов и теплообменных аппаратов

Главные судовые водотрубные котлы, наиболее широко применяемые на современных судах, вследствие большого веса и габаритов поставляют с завода-изготовителя на судостроительный завод не в полном сборе, а со снятыми отдельными узлами и деталями. Поэтому монтаж таких котлов включает в себя не только их установку и закрепление на судовом фундаменте, но и ряд операций окончательной сборки на судне. Вспомогательные котлы обычно поступают на судно в собранном виде, их закрепление на фундаменте является простой операцией, поэтому монтаж таких котлов будет рассмотрен как разновидность монтажа теплообменных аппаратов.

Монтаж главных водотрубных котлов. Монтаж главных судовых котлов производят тремя основными способами: на пригоняемых вручную монтажных плитах, на переходных частях и на переходных рамах. Первый способ — наиболее старый и трудоемкий. Сущность его заключается в следующем. Фундамент под водотрубный котел, имеющий сложную конфигурацию коробчатой формы, тщательно выверяют до диаметральной плоскости судна и по осям водяных коллекторов, указанных в чертеже. При этом отклонения от положения фундамента, предусмотренного чертежом, допускаются ± 2 мм, а по ширине ±5мм. К выверенному фундаменту 3 (рис. 154) после его приварки к набору корпуса судна приваривают монтажные плиты 1 толщиной 15—20 мм, которые подгоняют под линейку с точностью до 0,1 мм.

До погрузки котла на судно с нижней части его опор 2, пригнанных в цехе к водяным коллекторам 4, снимается шаблон, по которому сверлят маломерные отверстия для крепления опор к фундаменту. После погрузки котел выравнивают на фундаменте 3 при помощи домкратов, совмещая отверстия в опорах 2 котла с отверстиями в монтажной плите 1, развертывают отверстия и закрепляют нижнюю часть котла при помощи болтов 7. Учитывая тепловые деформации котла при работе, часть его опор делают неподвижными, а остальные — подвижными. Неподвижная опора (уз. А, рис. 154) крепится жестко к монтажной плите при помощи призонных болтов, а подвижная (уз. Б) удерживается прижимными планками б, позволяющими опоре котла перемещаться в продольном и поперечном направлениях. Для лучшего перемещения к нижней части опоры крепят латунную планку 5 толщиной 8—10 мм, что способствует уменьшению трения.


Рис. 154. Фундамент для судового водотрубного котла.

Если котел монтируется на четырех опорах (рис. 155, а), то неподвижной делают одну из опор 1 со стороны переднего фронта котла, а при шести опорах (рис. 155,6)—две средние опоры 2, расположенные симметрично. Существуют и другие конструкции котельных опор: со свободно лежащим коллектором на концевых опорах, с овальными отверстиями для болтов и т. д. Но все они требуют тщательной слесарной пригонки монтажной плиты, что является трудоемкой операцией, связанной с большим количеством замеров контакта пригоняемых поверхностей и поднятий котла на домкратах.


Рис. 155. Расположение подвижных опор водотрубного котла.

Трудоемкость работ по монтажу котла значительно сокращается с применением способа установки его на переходных частях фундаментов. В этом случае сборку котла ведут в цехе на сборочном приспособлении, на котором опоры 1 котла закрепляют окончательно при помощи прижимных планок 2 на заранее обработанной плите 6 переходной части 3 (рис.156). Стенки переходной части делают с припуском по высоте на 20—30 мм. После погрузки котла вместе с переходными частями на судно и выверки его положения с помощью домкратов 5 переходные части размечают рейсмусом по фундаменту 4, обрезают (газовой резкой) припуск и окончательно приваривают их к фундаменту. Перед сваркой проверяют зазор между кромкой переходной части и судовым фундаментом: он не должен превышать 2 мм. Для удержания переходной части в определенном положении во время сварки применяют распорные домкраты, которые после сварки удаляют.


Рис. 156. Переходная часть водотрубного котла.

Более совершенным является способ монтажа водотрубного котла на переходных рамах. После обработки верхних опорных поверхностей рамы 1 (рис. 157) на станке на ней в цехе полностью монтируют котел, вплоть до кирпичной кладки, изоляции и обшивки, и затем грузят вместе с рамой на судно. Переходную раму после выравнивания котла с помощью домкратов крепят болтами к судовому фундаменту 2. Отверстия для болтов сверлят в фундаменте по шаблону, снятому с опорной поверхности рамы.


Рис. 157. Переходная рама водотрубного котла.

Применение переходной рамы сокращает трудоемкость монтажа котла в несколько раз, улучшает условия труда рабочих и упрощает процесс монтажа. Кроме того, переходные рамы значительно повышают жесткость котла при монтаже, что гарантирует сохранение его водонепроницаемости и качества цеховой сборки.

Единственным недостатком последних двух способов является го, что котел приходится устанавливать несколько выше, чем при монтаже на плитах.

Закрепив нижнюю часть котла на судовом фундаменте любым из трех способом, приступают к выполнению следующих работ: монтажа поддона котла, его обшивки и кирпичной кладки (если она не выполнена при сборке котла в цехе), монтажа верхних креплений котла, монтажа арматуры котла и проводов к ней. Монтаж поддона выполняют, если из-за особенностей конструкции его невозможно осуществить в цехе. В этом случае между боковыми стенками труб фундамента монтируют сварной жесткий каркас из швеллерных балок, имеющий возможность теплового расширения. К этому каркасу крепят болтами через эллиптические отверстия подколлекторные листы, листы наружной и внутренней обшивок. Внутренние поверхности топочного пространства котла (поддон, передний и задний фронты) закрывают листами асбокартона толщиной 10 мм, облицовывают огнеупорным шамотным кирпичом высокого качества и обмазывают его шамотной глиной. Такие работы в последний период монтажных работ на судне крайне нежелательны, но они являются в некоторых случаях вынужденными из-за недостаточной жесткости котла, а иногда и недостаточной грузоподъемности крановых средств. Применение переходных рам и полная сборка на них котла в цехе позволяют избежать монтажа кирпичной кладки котла на судне.

Верхние крепления котла (рис. 158) предназначены для повышения прочности при воздействии эксплуатационных и аварийных нагрузок. Наиболее распространены крепления с помощью кронштейна (рис. 158, а) и с помощью растяжек (рис. 158,6). В первом случае крепление кронштейна 3 осуществляется посредством монтажной плиты 5 (или без нее), закрепляемой болтами к специальному фундаменту 4. Зазор между штырем 2 и эллиптическим отверстием в обухе 1 выдерживают по чертежу, вводя стальные мерные пластины перед приваркой обуха к паровому коллектору котла. Во втором случае пригонку обухов 3 производят в период предварительной сборки. При установке растяжек 1 отверстия в обухах 3 размечают по месту, при этом расстояния от центров отверстий до края растяжки должны быть не меньше, чем диаметр отверстия для штыря 4. Необходимый натяг растяжек с учетом теплового расширения котла создается при помощи талрепов 2, имеющих правую и левую резьбы.


Рис. 158. Верхние крепления водотрубного котла.

Арматуру котла обычно монтируют при сборке котла на заводе-изготовителе. Но иногда, исходя из условий транспортировки или погрузки на судно, монтаж арматуры приходится выполнять после закрепления котла на судовом фундаменте. Перед установкой арматуры производят ее расконсервацию. Устанавливают арматуру в соответствии со сборочным чертежом особенно тщательно, чтобы обеспечить сохранение водонепроницаемости котла в период эксплуатации. Особое внимание обращают на качество, уплотнительных прокладок, правильное положение шпилек и обжатие гаек. Затягивание гаек должно производиться в последовательности крест-накрест ключом с регулируемым моментом на рычаге.

Для дистанционного управления арматурой котла предусмотрены валиковые и тросиковые приводы, аналогичные приводам судовой арматуры и с такими же техническими требованиями на монтаж.

Завершающая операция монтажа котла — монтаж систем автоматического регулирования, который состоит из трех основных этапов, выполняемых в соответствии с техническими требованиями:
— установка и закрепление аппаратуры на соответствующих крепежных площадках, при этом автоматику главных котлов устанавливают на специальных фундаментах вне котлов, а автоматику вспомогательных котлов — непосредственно на котлах;
— наладка системы регулирования на действующем котле; проверка работы системы при испытании котла в действии и сдача заказчику всей установки.

Завершив монтаж котла, его готовят к гидравлическим испытаниям. Для этого проверяют проходимость котельных труб, т. е. отсутствие в них каких-либо посторонних предметов (пакля, тряпки, болты и т. д.), бросанием в каждую трубу стального шарика диаметром на 2— 3 мм меньше внутреннего диаметра трубы. Аналогичным способом проверяют проходимость труб пароперегревателя, но в этом случае шарик прогоняется через каждую петлю сжатым воздухом. Проверка проходимости труб — ответственная операция; она проводится обязательно в присутствии мастера ОТК или представителя заказчика.

После такой проверки котел испытывают гидравлическим давлением, равным 1,25 рабочего давления. Перед испытанием все клапаны и краны котла закрывают, кроме двух: одного — для выпуска воздуха из котла, другого —для присоединения гидравлического насоса. Заполнив котел водой, поднимают давление постепенно в течение 5—10 мин, выдерживают котел под пробным давлением около 10 мин, наблюдая за манометром, а также за всеми уплотнениями и возможными местами пропуска воды. Исправление обнаруженных дефектов производят только после снятия давления или полного удаления воды из котла, а затем повторяют испытание.

Кроме гидравлических испытаний, котел проверяют также паровой пробой, т. е. постепенной разводкой котла до получения рабочего давления пара. Паровую пробу стараются производить непосредственно перед швартовными испытаниями, чтобы не держать длительное время котел заполненным водой.

Монтаж теплообменных аппаратов и вспомогательных котлов. Монтаж маслоохладителей, водо- и топливоподогревателей, испарителей и других аппаратов, не имеющих движущихся частей, заключается в установке на заранее обработанную опорную поверхность фундамента. Качество обработки поверхности проверяют щупом по линейке. После погрузки теплообменный аппарат устанавливают и выравнивают на фундаменте, проверяют щупом качество сопряжения опорных поверхностей, размечают и сверлят отверстия для крепежных болтов, а затем закрепляют аппарат.

С опорной поверхности крупногабаритных теплообменных аппаратов и вспомогательных котлов в цехе снимают шаблон, по которому сверлят отверстия в фундаменте. Затем аппарат грузят на судно, выравнивают опорные поверхности и закрепляют его на фундаменте с помощью болтов. Иногда перед закреплением между опорными поверхностями фундамента и теплообменного аппарата прокладывают слой асботкани или парусины, пропитанной суриком. Дополнительным креплением некоторых теплообменных аппаратов на судовом фундаменте служат охватывающие их накидные хомуты, закрепляемые нижним концом к полкам фундамента.

Паровой котёл — устройство, которое используется в быту и промышленности. Оно предназначено для превращения воды в пар. Полученный пар в дальнейшем применяют для обогрева жилья или вращения турбомашин. Какие бывают паровые машины и где они наиболее востребованы?

Паровые котлы: сфера применения

Бытовые паровые устройства используются в качестве источника тепла для отопления дома. Они подогревают ёмкость с водой и гонят образовавшийся пар в трубы отопления. Часто такую систему обустраивают вместе с угольной стационарной печью или котлом. Как правило, бытовые приборы для отопления паром создают только насыщенный, неперегретый пар.

Для промышленного применения пар перегревают. Его продолжают греть после испарения, чтобы ещё больше поднять температуру. Такие установки требуют качественного исполнения, чтобы предупредить взрыв паровой ёмкости.

Паровой котел

Перегретый пар из котла может расходоваться на образование электричества или механическое движение. Как это происходит? После испарения пар попадает в паровую турбину. Здесь поток пара вращает вал. Это вращение в дальнейшем перерабатывается в электричество. Так получают электрическую энергию в турбинах электростанций — при вращении вала турбомашин образуется электрический ток.

Кроме образования электрического тока, вращение вала может передаваться непосредственно на двигатель и на колёса. В результате чего паровой транспорт приходит в движение. Известный пример паровой машины — паровоз. В нём при сжигании угля нагревалась вода, образовывался насыщенный пар, который вращал вал двигателя и колёса.

Принцип работы парового котла

Источником тепла для нагрева воды в паровом котле может быть любой вид энергии: солнечная, геотермальная, электрическая, тепло от сгорания твёрдого топлива или газа. Образующийся пар является теплоносителем, он переносит тепло сгорания топлива к месту его применения.

В различных конструкциях паровых котлов используется общая схема подогрева воды и её превращения в пар:

  • Вода очищается и подаётся в резервуар с помощью электронасоса. Как правило, резервуар расположен в верхней части котла.
  • Из резервуара по трубам вода стекает вниз в коллектор.
  • Из коллектора вода поднимается снова вверх через зону нагрева (горения топлива).
  • Внутри водной трубы образуется пар, который под действием разницы давлений между жидкостью и газом поднимается вверх.
  • Вверху пар проходит через сепаратор. Здесь он отделяется от воды, остатки которой возвращаются в резервуар. Дальше пар поступает в паропровод.
  • Если это не простой паровой котёл, а парогенератор, то его трубы вторично проходят через зону горения и нагрева.

Устройство парового котла

Паровой котёл представляет собой ёмкость, внутри которой нагретая вода испаряется и образует пар. Как правило — это труба различного размера.

Кроме трубы с водой, в котлах имеется топочная камера (в ней сгорает топливо). Конструкция топки определяется видом топлива, для которого сконструирован котёл. Если это твёрдый уголь, дрова, то внизу топочной камеры есть колосниковая решётка. На ней располагают уголь и дрова. Снизу через колосники в топочную камеру проходит воздух. Для эффективной тяги (движения воздуха и горения топлива) вверху топки устраивают дымоход.

Устройство парового котла Ici Caldaie

Если энергоноситель — жидкий или газообразный (мазут, газ), то в топочную камеру вводят горелку. Для движения воздуха также делают вход и выход (колосниковую решётку и дымоход).

Горячий газ от сгорания топлива поднимается к ёмкости с водой. Он нагревает воду и выходит через дымоход. Нагретая до температуры кипения вода начинает испаряться. Пар поднимается вверх и поступает в трубы. Так происходит естественная циркуляция пара в системе.

Газо- и водотрубные котлы: отличия

Емкость для образования пара часто представляет собой трубу или несколько труб. Воду в трубах обогревают горячие газы, образующиеся при сгорании топлива. Устройства, в которых газы поднимаются к трубам с водой, называют газотрубными котлами. Схема газотрубного агрегата приведена на рисунке.

Схема газотрубного котла: 1- подвод топлива и воды, 2 — топочная камера, 3 и 4 — дымогарные трубы с горячим газом, который выходит дальше через дымоход (позиции 13 и 14 — дымоход), 5 — решётка между трубами, 6 — вход воды, выход обозначен цифрой 11 — её выход, кроме того на выходе есть устройство для измерения количества воды (обозначено цифрой 12), 7 — выход пара, зона его образования обозначено цифрой 10, 8 — сепаратор пара, 9 — наружная поверхность ёмкости, в которой циркулирует вода.

Есть другие конструкции, в которых газ двигается по трубе внутри ёмкости с водой. В таких устройствах водные ёмкости называют барабанами, а сами устройства — водотрубными паровыми котлами. В зависимости от расположения барабанов с водой, водотрубные котлы классифицируют на горизонтальные, вертикальные, радиальные, а также комбинации различных направлений труб. Схема движения воды по водотрубному котлу приведена на рисунке.

Схема водотрубного котла: 1- подвод топлива, 2 — топка, 3 — трубы для движения воды; направление её движения обозначено цифрами 5,6 и 7, место входа воды — 13, место выхода воды — 11 и место слива — 12, 4 — зона, где вода начинает превращаться в пар, 19 — зона, где есть и пар, и вода, 18 — зона пара, 8 — перегородки, которые направляют движение воды, 9 — дымоход и 10 — дымовая труба, 14 — выход пара через сепаратор 15, 16 — наружная поверхность ёмкости для воды (барабан).

Газо- и водотрубные котлы: сравнение

Для сравнения газо- и водотрубных котлов приведём некоторые факты:

  1. Размер труб для воды и пара: у газотрубных котлов трубы — больше, у водотрубных — меньше.
  2. Мощность газотрубного котла ограничена давлением 1 МПа, и теплообразующей способностью — до 360 кВт. Это связано с большим размером труб. В них может образовываться значительное количество пара и высокое давление. Увеличение давления и количества образуемой теплоты требует значительного утолщения стенок. Цена такого котла с толстыми стенками будет неоправданно высока, экономически не выгодна.
  3. Мощность водотрубного котла — выше, чем газотрубного. Здесь используются трубы небольшого диаметра. Поэтому давление и температура пара могут быть больше, чем в газотрубных агрегатах.

Примечание: Водотрубные котлы безопаснее, мощнее, производят высокую температуру и допускают значительные перегрузки. Это даёт им преимущество перед газотрубными агрегатами.

Дополнительные элементы агрегата

В конструкцию парового котла могут входить не только топочная камера и трубы (барабаны) для циркуляции воды и пара. Дополнительно используются устройства, которые увеличивают эффективность работы системы (поднимают температуру пара, его давление, количество):

  1. Пароперегреватель — повышает температуру пара выше +100ºC. Это в свою очередь повышает экономичность и КПД работы машины. Температура перегретого пара может достигать 500 ºC (так работают паровые котлы в атомных станциях). Пар дополнительно нагревается в трубах, в которые он поступает после испарения. При этом он может иметь собственную топочную камеру или быть встроен в общий паровой котёл. Конструктивно различают конвекционные и радиационные пароперегреватели. Радиационные конструкции нагревают пар в 2-3 раза сильнее, чем конвекционные.
  2. Сепаратор пара — удаляет из пара влагу и делает его сухим. Этим увеличивается эффективность работы устройства, его КПД.
  3. Паровой аккумулятор — устройство, которое отбирает из системы пар, когда его много, и добавляет его в систему, когда его недостаточно, мало.
  4. Устройство для подготовки воды — снижает количество растворённого в воде кислорода (что предупреждает коррозию), убирает растворённые в воде минералы (химическими реагентами). Эти меры предупреждают засорение труб накипью, которая ухудшает теплоотдачу и формирует условия для прогорания труб.

Кроме того, есть клапаны для слива конденсата, воздухоподогреватели, и обязательно — система контроля и управления. В неё входят включатель и выключатель горения, автоматические регуляторы расхода воды, топлива.

Парогенератор: мощная паровая машина

Парогенератор — это паровой котёл, который снабжён несколькими дополнительными устройствами. В его конструкцию входят один или несколько промежуточных пароперегревателей, которые увеличивают мощность его работы в десятки раз. Где используются мощные паровые машины?

Главное применение парогенераторы нашли в атомных электростанциях. Здесь с помощью пара энергия распада атома преобразуется в электричество. Опишем два способа подогрева воды и образования пара в реакторе:

  1. Вода омывает корпус реактора снаружи, при этом она нагревается сама и охлаждает реактор. Таким образом, образование пара происходит в отдельном контуре (вода нагревается о стенки реактора и передаёт тепло в испарительный контур). В такой конструкции используется парогенератор — он выполняет роль теплообменника.
  2. Трубы для нагрева воды проходят внутри реактора. При подаче труб в реактор он становится топочной камерой, а пар передаётся непосредственно в электрогенератор. Такая конструкция получила название кипящего реактора. Здесь парогенератор не нужен.

Парогенератор для атомной электростанции

Промышленные паровые агрегаты — мощные машины, которые обеспечивают людей электричеством. Бытовые агрегаты — также работают на службе человека. Паровые котлы позволяют обогревать дом и выполнять различную работу, а также дают львиную долю электрической энергии для металлургических заводов. Паровые котлы — основа промышленности.

Pereosnastka.ru

Монтаж паровых котлов
Категория: Ремонт оборудования предприятий молочной промышленности
Монтаж паровых котлов

На предприятиях молочной промышленности устанавливают вертикальные котлы малой мощности и котлы типа ДКВР.

Монтаж вертикальных цилиндрических котлов. К вертикальным паровым котлам малой производительности относятся котлы типа Е 0,8/9 ММЗ и ТМЗ. Фундамент под котел изготовляют из красного кирпича или бетона. В качестве подготовки применяют бетонную подушку, которую заливают на основание котлована. Высота фундамента зависит от типа топки и величины дутьевой дверцы. До начала подъема с котла снимают дымовую коробку. Фундамент принимают под монтаж. Устанавливают котел на фундамент не ранее чем через 8 дней после его изготовления при помощи автокрана или двух П-образных мачт, после чего котел выверяют по отвесу. При вертикальном положении котла дополнительного крепления его к фундаменту обычно не требуется.

Рис. 1. Монтаж вертикального цилиндрического котла:
1 — фундамент; 2— дутьевая дверца; 3 — котел; 4 — дымовая коробка; 5 — фланцы; 6 — кольцо; 7— секция трубы; 8 — защитный козырек; 9 — растяжка; 10 — винтовая стяжка; 11 — паровой коллектор; 12 — вентиль для спуска конденсата; 13 — свайный анкер; 14 — манометр.

После установки и выверки с котла снимают крышки люков и заглушки на патрубках и производят внутренний осмотр. Изготовляют и устанавливают паровой коллектор, к которому присоединяют трубопроводы от котла и потребителей пара. Коллектор имеет манометр и вентиль для спуска конденсата. В производственных участках отвод конденсата производится от каждой единицы теплообменных аппаратов, обогреваемых паром без наличия водяной рубашки (трубчатые пастеризаторы, вальцовые сушилки, калориферы распылительных сушилок и др.). Конденсатоотводчики монтируют ниже нижней точки аппарата, а линию отвода конденсата — дренажный трубопровод — выводят в бассейн для сбора конденсата, находящийся в котельной.

Затем монтируют дымовую трубу из трех или четырех секций, соединенных на фланцах болтами. Устанавливают ее на дымовую коробку, расположенную на верхней части котла. Дымовую коробку устанавливают в том случае-, если труба проходит через чердачное перекрытие. При этом из противопожарных соображений около дымовой коробки устраивают песочницу — коробку с песком. Если в котельной имеется только кровля, дымовую коробку не ставят, а трубу монтируют непосредственно на верхний фланец котла. Перед подъемом на верхнем звене трубы крепят кольцо, к которому присоединяют растяжки 9 для крепления трубы после монтажа. Трубы поднимают с помощью мачты, лебедкой или автокраном, придерживая ее за растяжки. После установки трубу соединяют болтами с верхним фланцем дымовой коробки, а нижние концы растяжек крепят юнаклонным свайным анкерам (рельсы или трубы, закрепленные в земле). При установке трубы краном ее стропят за верхнюю половину. Если длина стрелы недостаточна, то трубу можно стропить за нижнюю половину, к которой необходимо подвесить груз. Около котла монтируют площадку (подмости) и лестницу с перилами, закрывают крышки люков и лазов с установкой паронитовых прокладок, монтируют арматуру. Производят гидравлическое испытание в присутствии инспектора Госгортехнадзора. При положительных результатах испытания котел изолируют: обматывают проволочной сеткой с вырезанными отверстиями для люков и лазов, обмазывают раствором асбозурита в воде, обматывают мешковиной и белят или окрашивают. Изоляционную массу наносят на горячую поверхность. Монтаж котлов типа ДКВР. Котлы типа ДКВР поставляют одним из трех вариантов: россыпью, блоками в облегченной обмуровке и обшивке, блоками без обшивки и обмуровки.

Независимо от условий поставки до начала монтажа осуществляют приемку фундамента в монтаж. Затем разбивают монтажные оси котла и проверяют соответствие размеров фундамента проекту. Затем проводят подготовку монтажных механизмов и приспособлений (временный каркас, мачты, краны и др.). После этого принимают котельное оборудование в монтаж. Для этого устанавливают соответствие основных размеров барабанов и коллекторов рабочим чертежам. Осматривают и проверяют кипятильные и экранные трубы на проходимость (просматривают на свет и пропускают стальные или деревянные шарики). Определяют их соответствие паспортным размерам. В зависимости от вида поставки котельного оборудования технологическая схема монтажа будет различной. Припоетавке котлов россыпью размещают на фундаменте опорную раму, выверяют ее по уровню (отклонение от горизонтали допускается не более ±2 мм) и осуществляют подливку цементным раствором. Производят обмуровку зольных отсеков и шлаковых бункеров. Устанавливают временный каркас (стальной или деревянный), который служит опорной конструкцией при проведении такелажных работ (подъем и установка барабанов, коллекторов и т.д.).

Барабанные и экранные коллекторы устанавливают при помощи двух талей. Барабаны выверяют по осям, уровню и отвесу, коллекторы — на горизонтальность, параллельность и по осям. Переднюю опору нижнего барабана крепят жестко. Остальные опоры — скользящие (для перемещения котла при расширении от нагревания). При монтаже кипятильных и экранных труб концы их отжигают (на заводе-изготовителе или на монтажной площадке) для развальцовки и отбортовки. Концы труб и гнезда трубной решетки зачищают. Вначале устанавливают, выверяют, вальцуют и бортуют 2—3 контрольных (маячные) трубы. Кипятильные трубы соединяют с барабанами на развальцовке; экранные — с верхним барабаном на развальцовке, с коллекторами экранов — на сварке, так как в коллекторах невозможно производить вальцевание из-за малого их диаметра. Устанавливают остальные кипятильные и экранные трубы, чугунные перегородки 8, после этого разбирают временный каркас.

Рис. 2. Монтаж котла типа ДКВР-2,5-13:
а — котел: 1 — верхний барабан, 2 — коллекторы, 3 — трубки экрана топки, 4 — нижний барабан, 5 — шамотная перегородка, 6—кипятильные трубы, 7 —камера догорания, 8 — чугунная перегородка, 9 — трубы для соединения верхнего барабана с коллекторами экранов, 10 — опорная рама котла; б — схема пароперегревателя: 1 — входной коллектор, 2 — выходной коллектор, 3 — змеевики.

Пароперегреватель змеевикового типа собирают в газоходах. Вначале устанавливают коллекторы, контрольные, затем остальные змеевики. Закрепляют концы труб развальцовкой и отбортовкой, закрывают лючки коллекторов и производят гидравлическое испытания пароперегревателя. Монтируют обвязочный каркас, подмости и лестницы. Затем устанавливают предохранительные клапаны, манометры, водоуказательные приборы, запорные и обратные клапаны, парозапорные вентили, 2 вентиля на продувочной линии и вентиль для водоумягчительной установки. Проводят гидравлическое испытание котла.

Располагают внутрибарабанные устройства и обдувоч-ный прибор. Осуществляют обмуровочные работы и монтаж топки: укладка, выверка и заделка подколосни-ковых балочек, укладка колосников и навеска гарнитуры фронта топки. Котел прощелачивают каустической или кальцинированной содой для удаления с внутренней поверхности котла ржавчины, окалины, масляных и других загрязнений.

Количество кальцинированной соды берут из расчета 6 кг на 1 т воды. Раствор соды в котле кипятят при атмосферном давлении в течение 24 ч. Одновременно сушат обмуровку.

Котлы высокого давления опробуют на паровую плотность, чтобы при рабочем давлении все элементы котла не пропускали пар и нормально расширялись при нагревании до рабочих температур.

Припоставке котла блоками в обмуровке и обшивке выкладывают обмуровку шлаковых и зольных отсеков. Устанавливают и выверяют силовой (несущий) каркас, блок котла на силовом каркасе, блок на фундаменте, осуществляют подливку рамы. Монтируют подмости и лестницы. Устанавливают арматуру и трубопроводы, выкладывают задний порог в топке, стенки камеры догорания, части фронтальной стенки и проводят другие обмуровочные работы. Располагают обдувочный прибор, прощелачивают котел, сушат обмуровку. Затем опробуют на паровую плотность.

При поставке котла блоками без обмуровки и обшивки устанавливают и выверяют блок на фундаменте колонны силового (несущего) каркаса. Заливают закладные болты. Монтируют подмости и лестницы. Проводят гидравлическое испытание. Остальные операции аналогичны операциям в других вариантах поставки.

Регистрация паровых котлов. До пуска в работу котел, пароперегреватель и экономайзер регистрируют в местных органах Госгортехнадзора. Для этого администрация предприятия направляет письменное заявление на имя председателя республиканской (краевой) инспекции Госгортехнадзора.

К заявлению прилагаются следующие документы:
— паспорт, поставляемый заводом-изготовителем вместе с котлом и чертежи фактического исполнения топочного устройства (составляют на месте); акт об исправности котла;
— удостоверение о качестве монтажа с указанием допущенных изменений проекта за подписью руководителя монтажной организации и скрепленное печатью; заключение о результатах ультразвуковых испытаний сварных швов котла;
— чертежи помещения котельной (план, продольный и поперечный разрезы) с указанием всего котельного оборудования, размеров до строительных конструкций, а также помещений, смежных с котельной; чертежи составляют на предприятии своими силами; справка о соответствии водоподготовки проекту и о химическом составе питательной воды: жесткость и содержание масел (выдается местной санэпидстанцией); справка о наличии питательных устройств и их характеристика (центробежный, паровой, поршневой, ручной насосы, их производительность и напор); данные о параметрах (давление, температура) городской водопроводной сети.

Все документы (кроме паспорта) подписывает руководитель предприятия. Их переплетают (прошнуровывают) вместе с паспортом, скрепляют печатью предприятия и направляют (желательно нарочным) в республиканскую инспекцию Госгортехнадзора. При соответствии документации Правилам устройства и безопасной эксплуатации паровых и водогрейных котлов котел (пароперегреватель, экономайзер) регистрируют с присвоением ему регистрационного номера, а документы возвращают владельцу котла.

На каждом котле на видном месте должна быть вывешена табличка размером 300X200 мм с указанием регистрационного номера, разрешенного рабочего давления, года и месяца следующего внутреннего осмотра и гидравлического испытания.

Техническое освидетельствование. Для проверки исправности и безопасности в эксплуатации котел, пароперегреватель, экономайзер подвергают техническому освидетельствованию до пуска в работу, периодически в процессе эксплуатации, иногда досрочно. Техническое освидетельствование включает внутренний осмотр и гидравлическое испытание. Его осуществляют силами предприятия самостоятельно или в присутствии инспектора Госгортехнадзора.

Внутренний осмотр в присутствии инспектора проводят не реже 1 раза в 4 года, гидравлическое испытание— не реже 1 раза в 8 лет. Если с момента изготовления котла до момента монтажа прошло более одного года, предварительно (перед сдачей в монтаж) производят его гидравлическое испытание в присутствии инспектора Госгортехнадзора.

Своими силами внутренний осмотр производят после каждой чистки и ремонта, перед предъявлением инспектору, перед гидравлическим испытанием, но не реже чем через 12 месяцев.

До начала освидетельствования готовят гидравлический пресс, контрольный манометр, переносные электролампы низкого напряжения (12 В), чистят котлы. Перед гидравлическим испытанием очищают внутренние поверхности котла и производят внутренний осмотр. Закрывают люки, лазы, пробки, заклинивают предохранительные клапаны и перекрывают водоуказательные стекла.

Подключают к котлу гидравлический пресс. Устанавливают контрольный манометр. Постепенно поднимают давление до пробного.

Температура питательной воды должна быть выше температуры окружающего воздуха (в пределах 40—70 °С, но не ниже 5 °С), чтобы не было конденсации влаги из воздуха. Пробное давление для котлов и пароперегревателей, работающих при рабочем давлении выше 0,5 МПа, принимают равным 1,25 рраб, но не ниже рраб+0,3 МПа. Под пробным давлением котел должен находиться не менее 5 мин, после чего давление постепенно снижают до рабочего и производят наружный осмотр. При этом в местах развальцовки и в сварных соединениях не должно быть течи, слезок и отпотевания. Сроки технического освидетельствования указывает инспектор Госгортехнадзора в паспорте. Они должны дублироваться на табличке котла.

>Реклама:

Читать далее:

Ремонт оборудования предприятий молочной промышленности

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *