0

Русская изба проект

Мини-музей «Русская изба» в детском саду

Наталья Комлева
Мини-музей «Русская изба» в детском саду

Мини – музей «Русская изба» в детском саду.

Воспитатели:Наталья Комлева, Светлана Абрамова.

«Воспитание, если оно не хочет быть

бессильным, должно быть народным»

К. Д. Ушинский

Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка, в котором создаются предпосылки для дальнейшего плодотворного развития индивидуальности. Одной из важнейших задач развития личности ребёнка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.

Мы по-новому относимся к русским традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих достижений, просеянных через сито веков. Но, тем не менее, наши наблюдения показывают, что у современного ребенка ещё слабо выражено ощущение принадлежности к русскому народу, к его культуре, традициям. Современные дети играют в компьютерные игры, и не играют в народные, так как нет традиций, когда народные гуляния были массовыми и дети больше времени проводили на улице чем в доме, сидя у компьютера. Приобщение детей к традиционной русской культуре способствует формированию человеческой личности, способной осуществлять свою историческую принадлежность к родному народу, жить в гармонии с окружающим миром. Народные традиции необходимы для разностороннего развития ребенка, формирования патриотических чувств и духовно-нравственных качеств. Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, т. к. только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, истории, культуре, обычаях и обрядах. Но невозможно представить себе народный обряд без национальной одежды, музыки, предметов крестьянской жизни. Поэтому мы решили в группе оформить мини-музей «Русская изба»,но в нашем музее со всеми экспонатами можно было играть. Обратились за помощью к родителям, что-то принесли из дома. Так появился уголок «Русская изба», в котором дети приобщались к русскому крестьянскому быту через игру.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

Детский сад № 13

Педагогический проект

«Русская изба»

Воспитание духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста через исследование русской народной культуры

Воспитатель: Антипина Анастасия Николаевна

г. Усть-Кут

2014г.

Введение:

Проблему духовно-нравственного воспитания необходимо решать уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие.

Культура — это, прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству.

Чтобы ввести дошкольников в мир русской культуры, мы решили создать проект «Русская изба». Проект этот представляет собой систему художественно – эстетического образования, основанную на духовно-нравственном развитии детей и направленную на пробуждение эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.

Детей надо воспитывать так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки, были способны учиться у других народов тому, что пригодится им для успешного совместного проживания со всеми народами мира в мире и согласии на нашей огромной и в то же время такой маленькой планете Земля!

Данный проект позволяет окружить и наполнить жизнь всех его участников красотой и добротой, обеспечить историческую преемственность поколений.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА:

Тип проекта: творческий, групповой, краткосрочный

Участники: воспитатель, дети старшей группы, родители.

Актуальность проекта:

Воспитание духовно-нравственного гражданина, знающего и любящего свою Родину, задача особенно актуальная сегодня. И она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Одной из задач по духовно-нравственному воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. Но в наши дни дети мало получают информации о русской культуре, быте. В процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример.

Нашим детям следует хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры. Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. Народное искусство помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира.

Знакомство с русской народной культурой, в частности, с устным народным творчеством, обрядовыми праздниками, народно-прикладным искусством, развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а также многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Доступные по форме и содержанию заклички, приговорки, дразнилки легко запоминаются и могут широко использоваться детьми в играх. Они забавляют ребёнка и, вместе с тем, обучают навыкам поведения.

Приобщение детей к истокам народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее время.

И мы хотим, чтобы дети выросли любящими свою Родину, свой народ и культуру. Именно поэтому мы серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая средствами яркой образности и наглядности обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.

Погрузить детей в атмосферу старины способствует организация музея «Русская изба».

Цель проекта: Развитие представлений детей о русской культуре, воспитание духовно-нравственных качеств, чувство патриотизма и любви к Родине.

Задачи:

v Познакомить детей с устройством русской избы;

v Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;

v Познакомить с традициями русского народа;

v Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами;

v Расширять словарный запас: изба, кровля, сруб, ухват, ушат, люлька, прялка, лавка, сундук;

v Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);

v Знакомство с русскими народными хороводными играми;

v Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;

v Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.

Гипотеза.

Приобщение детей к истокам народной культуры, знакомство их с устным народным творчеством, декоративно-прикладным искусством, предметами национального быта – будет способствовать развитию духовно-нравственных качеств, чувства патриотизма и любви к Родине.

Сроки реализации проекта: январь — март 2014г.

Ожидаемые результаты: Данный проект пополнит знания детей о культуре и быте предков, поможет прикоснуться к наследию прошлого русского народа, приобщит к разным видам национального искусства (архитектура, музыка, песня, танец, живопись).

Методы исследования.

Экскурсия в мини музей.

Беседы с детьми.

Чтение художественной литературы.

Рассматривание быта и посуды.

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование русских песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

Этап проекта

Сроки

I Этап

Подготовительный

01 01. 2014г. – 14.01.2014г.

Изучение литературы по данной теме;

Составление перспективно – тематического плана;

Анкетирование родителей о духовно-нравственном воспитании в семье и направленности воспитательного процесса в образовательном учреждении;

Диагностика детей о русской культуре;

Обогащение развивающей среды:

Материальное:

  1. создание в группе мини-музея «Русская изба»:
  • Ø Стол, лавки, печь, люлька, сундук (мебель);
  • Ø Самовар, чугунок, расписная деревянная посуда, чугунный утюг, ступа и т.д. (посуда);
  • Ø Коромысло, веретено, прялка, ухват и т.д. (предметы обихода);
  • Ø Домотканые половики, кружевные салфетки, расшитый рушник;
  • Ø Элементы народного костюма (кокошник, платок, косоворотка, сарафан, лапти).
  1. оформление книжного уголка «Русский фольклор» (сказки, потешки, прибаутки и т.д.).

Научно-методическое:

  1. подбор и разработка планов, конспектов занятий и консультаций;
  2. создание фотоальбомов «Русский национальный костюм», «Золотая хохлома», «Синь России», «Дымковская и Филимоновская игрушки», «Городецкие узоры», «Русские народные игры», «Народные праздники», «Персонажи русских сказок»
  3. Изготовление папки-передвижки «Правила поведения в музее»
  4. Изготовление лэпбука «Декоративно-прикладное искусство»

II Этап

Основной

15.01.2014г. – 31.03.2014г.

  • Ø Проведение с детьми экскурсий в мини-музей, занятий, бесед, народных игр, развлечений;
  • Ø Чтение русско-народных сказок;
  • заучивание потешек, закличек, поговорок, считалок.
  • Ø Проведение консультаций для родителей и педагогов;
  • Ø Организация выставок детского творчества «Чудо – чудное, диво – дивное»;
  • Ø Объявление конкурса для воспитанников и родителей на лучшую поделку «Ай, да умельцы!»

III Этап

Заключительный

24.03.2014г. – 31.03.2014г.

  • Ø Диагностика полученных знаний детей;
  • Ø Анализ полученных данных;
  • Ø Презентация мини-музея «Русская изба»,
  • Ø Итоговое мероприятие: развлечение «Масленица»
  • Ø Выставка поделок «Ай, да умельцы!»

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ

Сроки

Тема

Форма работы

Цель

Январь

Знакомство с бытом русского народа, национальным костюмом.

Беседа «Русская изба»;

Сформировать представление об облике русской избы. Закрепить знания об элементах украшения избы (крыльцо, наличник, лобовая доска, ставни)

Первое посещение мини-музея «Русская изба»;

Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением; прививать детям культуру поведения в музее.

Чтение сказок «По щучьему веленью», «Гуси-лебеди», «Терёшечка», «Жихарка»

Развивать внимание, память детей, учить внимательно слушать и пересказывать

сказки.

Музейное занятие «Русская печь»

Дать понятия, для чего нужна была печь раньше. Объяснить его функции. Формировать у детей познавательные качества. Обогащать словарный запас детей: печь, кирпичный, железный, кормилица. Воспитывать интерес к прошлому.

Музейное занятие «Посиделки у самовара»

Дать детям возможность взглянуть на чудо-самовар по-особому, научить понимать, уважать и любить культуру своей страны;

Знакомство с пословицами, поговорками, прибаутками о русском народном быте и гостеприимстве.

Изучение малых фольклорных форм

Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта.

Расширять и обогащать словарный запас детей.

Аппликация «Русская изба»

Закрепить знания детей о многообразии предметов домашнего обихода.

Занятие «Бабушкин сундучок»

Рассматривание фотоальбома «Русский национальный костюм»

Ознакомление детей с русскими национальными костюмами: историей, внешним видом, назначением, изготовлением. Расширять словарь детей названиями одежды, ее элементами

Проведение русских народных игр.

Знакомство с русскими хороводными играми, с устным творчеством русского народа. Развивать образное восприятие хороводов.

Ознакомление с образцами вышивки и кружев.

Знакомство с вышивкой и вязанием кружевных изделий.

Театрализованное представление русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Февраль

Знакомство с декоративно-прикладным искусством.

Беседа «В гости к мастерам»

Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской и филимоновской росписью.

Рассматривание игрушек и фотоальбома «Дымковская и Филимоновская игрушка»

Учить рассматривать глиняные игрушки, узнавать материал, из которого они сделаны, выделять украшения, особенности росписи, цветовую гамму, элементы узора.

Рисование «Укрась хвост дымковского индюка»

Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять украшения хвоста индюка. Закреплять умение составлять симметричный узор на круге, розетте, выделяя середину и кайму.

Разучивание стихов о Дымковской, Филимоновской игрушке, отгадывание загадок.

Закреплять интерес к русской народной игрушке. Развивать уважение к мастерам народных промыслов. Обогащать словарь детей.

Рисование «Дымковская барыня»

Учить рассматривать дымковских барынь, закреплять умение рисовать красками прямые линии, в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках – круги и точки. Развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Лепка «Филимоновская игрушка»

Развивать желание лепить игрушку своими руками. Показать особенности конструктивного способа лепки. Учить соединять части фигурки, создавать образ, используя полученные навыки и приёмы лепки. Формировать умение работать с пластилином. Формировать эстетический вкус средствами народного искусства.

Беседа «В гости к гжельским мастерам»

Познакомить детей с искусством гжельской росписи. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Рисование «Роспись гжельской посуды»

Продолжать знакомить детей с красотой и своеобразием гжельской росписи. Научить приёму в технике «мазка с тенью», «капелька» концом кисти, спирали, травинки, завитки, волнистые линии.

Рассматривание посуды, расписанной гжельской росписью, фотоальбома «Синь России»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере гжельской керамики.

Чтение стихов, пословиц, поговорок, разгадывание загадок о гжели.

Обогащать словарь детей.

Дидактические игры «Угадай роспись», «Составь узор»

Формировать у детей обобщённое представление о народном искусстве.

Беседа «В гости к мастерам хохломской росписи»

Познакомить детей с одним из народных промыслов России – хохломской росписью

Рассматривание изделий хохломской росписи, фотоальбома «Золотая хохлома»

Продолжать знакомить детей с русскими народными промыслами на примере хохломской росписи. Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травинка).

Роспись тарелок из папье-маше «Золотая веточка»

Расширять знания о народном промысле, учить красиво располагать узор по всей поверхности тарелки

Роспись ложки

Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узора по мотивам хохломской росписи.

Беседа «В гости к Жостовским и Городецким мастерам»

Познакомить детей с народным промыслом, познакомить с историей их возникновения.

Роспись жостовского подноса

Продолжать знакомить детей с народным искусством на примере мастеров Жостово;

Закрепить умение вписывать узоры в силуэты жостовских подносов.

«Весёлый Городец» роспись разделочной доски

Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представления об элементах городецкого узора. Учить расписывать разделочную доску, используя элементы городецкой росписи.

Дидактическая ига «Составь узор»

Ознакомление с названиями городецкой росписи;

Составление композиции на досках различной формы.

Выставка детского творчества

«Чудо чудное – диво дивное»

Март

Традиции и обычаи русского народа

Беседа «Что такое обычай, обряд?»

Расширить представления детей о том, что такое обряд, обычай; обогатить словарь детей, развивать диалогическую речь.

Фольклорное занятие «Традиции россиян. Русские народные праздники на Руси»

Познакомить с традиционными русскими народными праздниками. Прививать любовь к традициям своего народа, развивать понимание народных праздников.

Музейное занятие «Традиции русского гостеприимства»

Познакомить детей с русским обычаем – обычаем гостеприимства, хлебосольства.

Сюжетно-ролевая игра «Принимаем гостей»

Побуждать творчески воспроизводить в играх приём гостей. Совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.

Развлечение «Деревенские посиделки»

Приобщение детей к народной культуре через песенно-игровые традиции, обрядовые праздники.

Сюжетно-ролевая игра «Ярмарка»

Учить детей передавать обстановку уличной ярмарочной торговли.

Чтение русских народных сказок

Рассказать детям о том, что «народ сочинял сказки» и это тоже традиция русского народа.

Викторина «Народный фольклор»

Закрепить знания детей о народном фольклоре.

Итоговое мероприятие

Развлечение «Масленица»

Выставка поделок

«Ай, да умельцы!»

(награждение всех участников по номинациям)

Проект на тему «Русская изба»

Екатерина Терешечкина
Проект на тему «Русская изба»

Проект на тему: «Русская изба»

Умный сильный наш народ,

Свою землю бережет!

А преданья старины

Забывать мы не должны!

Историю своей страны,

Конечно, дети знать должны!

А здесь начало и основа,

Ведь все всегда идет из дома.

Изба! В ней все так интересно.

Мы побывали там. чудесно!

Дошкольным учреждениям отведена основная роль в воспитании патриотизма, так как именно в детских садах происходит духовно — нравственное становление детей.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за детьми и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть — мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, а папа занимается ремонтом, строительством, т. е. Занимается мужской работой.

Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка — это игра. Создание интерьера «Русская изба» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке.

Создавая атмосферу национального быта в группе, используя фольклор, знакомя с традиционными праздниками, с народным искусством русского народа, с народными играми, мы получим возможность приобщения детей к духовной культуре, пробудим у детей основы национального самосознания, национальной принадлежности, приобщим к истокам народной культуры.

Проект «Русская изба.» создается с целью ознакомления детей с бытом русской избы и традициями русского народа; формирования представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта; закрепление знаний детей о русском устном и музыкальном фольклоре; воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

Задачи проекта:

1. Познакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, с ее устройством. Изготовить макет русской избы. Познакомить с многообразием предметов старинного русского быта, их названиями и назначением (печь, прялка, посуда, коромысло, ухват, чугунок, сундук, кровля, венец, люлька, лавка, сруб.)Привить интерес к предметам старины. Расширить словарный запас детей.

2. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, частушками.

3. Развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр.

4. Формировать умения испытывать эстетическое наслаждение от участия в театрализованной деятельности (игры — драматизации, игры с куклами, постановка художественных произведений, сказок.)

5. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.

6. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства.

7. Формировать художественно — эстетическую культуру во всех видах деятельности: познавательной, музыкальной, игровой, учебной, трудовой.

8. Воспитывать патриотические чувства.

Вид проекта: исследовательский, творческий.

Продолжительность проекта: краткосрочный (4 недели.)

Участники проекта: Дети средней группы, воспитатель, специалисты ДОУ, родители.

В процессе реализации проекта прогнозируется:

— Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища — избы, о ее устройстве;

— познакомятся со старинными предметами домашнего обихода;

— обогатится словарный запас названиями предметов русского быта;

— дошкольники приобщаются к истокам традиционной культуры, понимают и принимают народные игры, обычаи, традиции;

— изготовят макет русской избы;

— будет создан мини-музей «Русская изба».

— Воспитание духовно — нравственной личности посредством приобщения к народным традициям.

1 Этап: Подготовительный (1 неделя)

— сбор информации, подготовка наглядного материала;

— консультации для родителей;

— подбор дидактических игр.

2 Этап: Основной (3 недели)

— работа с детьми (организация совместной деятельности, проведение бесед, чтение художественной литературы;

— работа с родителями (организация совместной деятельности родителей и детей);

— оснащение предметно — развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой).

3 Этап: Обобщающий (1 неделя)

— систематизация материалов;

— создание мини — музея «Русская изба»

Мероприятия.

Подготовительный этап:

1. Изучение литературы, информации интернет-ресурсов.

2. Оформление наглядного материала для родителей.

3. Консультации для родителей:

— «Как люди на Руси жили?»

— «Мини — музей в группе.»

— «Предметы быта дедушек и бабушек»

4. Изучение познавательной литературы на тему «Русская изба.» Подбор и изучение экспонатов, информации, литературы собранных родителями.

5. Анкетирование родителей с целью восстребованности и аккуратности данного проекта.

Основной этап

6. Знакомство с художественной литературой. Чтение и заучивание: потешки, загадки, поговорки, пословицы, заклички, дразнилки, пестушки, скороговорки, сказки.

7. Рассматривание «Старинные предметы домашнего быта» (слайды)

8. НОД «Русская изба»

9. Досуг: загадки о предметах быта.

10. Экскурсия в «избу».

11. Оформление макета в группе русской избы.

11. Музыкальная деятельность: слушание народных песен (аудиозапись). Пение знакомых колыбельных песен.

12. Сюжетно-ролевые игры: «Семья.», «Дом»., «Дочки — матери.»

13. НОД (Аппликация.)

«Русская матрешка».

14. Подвижные игры: русская народная игра «Ворота», «Заплетись плетень», «Огуречик», «Репка», «Горшки», «Барашеньки».

15. НОД (Лепка)

«Чайная посуда».

16. Дидактические игры: «Подбери мебель для избы», «Собери посуду», «Построй избу», «Составь узор».

16. Подпроект

«Предметы русской старины»

17. Беседы с детьми по теме проекта:

— «Что такое русская изба?»

— «Русские народные игры для детей»

— «Русские народные музыкальные инструменты»

Обобщающий этап:

1. Систематизация материалов

2. Оформление мини — музея «Русская изба» в группе с детьми и родителями.

3. Оформление фотоальбома на тему; «Русская изба.»

Литература

1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ. : Детство-Пресс,2010.

3. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О. Н,Корепанова и др. –СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

4. Тихонова М. В., Смирнова Н. С. Красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *