0

Ригель и колонна

Узловое сопряжение колонны с монолитным перекрытием

Изобретение относится к строительству, в частности к узловому сопряжению колонны с монолитным перекрытием. Технический результат изобретения заключается в повышении несущей способности. Узловое сопряжение состоит из сходящихся балок, выполненных с преднапряженной арматурой, полки плиты и колонны. Преднапряженная арматура фиксируется в продолжении колонны в виде полого анкерного устройства или в контуре из металлического профиля, вынесенного на расстояние относительно стенок анкерного устройства, установленного перпендикулярно арматуре и прикрепленного к анкерному устройству вертикальными листовыми элементами. Обратное натяжению усилие воспринимается легкими фермами, причем ферма по низу перекрытия будет обеспечивать распор между забетонированными колоннами, а ферма по верху устанавливается между анкерными приспособлениями. Анкерное устройство нижним концом жестко забетонировано в тело колонны и приварено к каркасу колонны; балки и плита замоноличиваются одновременно по захваткам. Бетонирование осуществляется от низа балок до верха плиты. После бетонирования всей площади перекрытия пустоту анкерного устройства, выходящего из колонны, бетонируют. 6 ил.

Изобретение относится к строительству и может быть использовано при возведении перекрытий гражданских и промышленных зданий.

Известен каркас здания , включающий колонны, монолитно соединенную с ними плиту перекрытия, состоящую из предварительно напряженной арматуры, делящей перекрытие на ячейки, и бетона. Арматура одного из направлений выполнена в виде жесткого профиля (швеллера) с вертикальной стенкой, установленного с зазором относительно колон, а арматура другого направления пропущена через отверстия, образованные в стенках профилей параллельно внешним граням колон и жестко соединена с профилями в местах пропуска, при этом бетон выполнен самонапрягающимся. Недостатками такой конструкции являются: большая собственная масса, так как перекрытие выполнено сплошной плитой; повышенный расход материала, так как жесткий профиль имеет значительную протяженность; преднапряженная арматура установлена только в одном направлении.

Известна железобетонная колонна для многоэтажных зданий , содержащая полый ствол. В стволе закреплены стержни верхних арматурных выпусков для соединения с надопорной арматурой ригелей, симметрично расположенных на диаметрально противоположных сторонах колонны, и опорные консоли для упомянутых ригелей. Колонна в уровне примыкания ригелей выполнена с отверстиями, а стержни противоположно расположенных арматурных выпусков жестко связаны между собой и пропущены через эти отверстия. Кроме того, колонна снабжена установленным внутри ствола на уровне примыкания ригелей бетонным сердечником, ограниченным поперечными перегородками, причем нижние опорные консоли расположены на уровне нижней перегородки сердечника. Недостатками такой конструкции являются: большая собственная масса; повышенный расход металла из-за арматурных выпусков и опорных консолей, перегородок сердечника; перекрытие работает в одном направлении, что увеличивает конструктивную высоту перекрытия; сечение колонны увеличено из-за созданной полости.

Известен железобетонный каркас многоэтажного здания , включающий колонны, арматурные выпуски колонн с анкерными деталями, опорные консоли, опирающиеся на консоли ригелей с выпусками надопорой арматуры, соединенные с выпусками колонн. Колонны имеют полость. Анкерные детали выпусков выполнены в виде замоноличенных в их полости металлических обойм. Колонна на участках арматурных выпусков и крепления опорных столиков снабжена наружными металлическими обоймами. Недостатками такой конструкции являются: большая собственная масса; повышенный расход металла из-за арматурных выпусков и опорных консолей, металлических обойм; перекрытие работает в одном направлении, что увеличивает конструктивную высоту перекрытия, увеличенное сечение колонны из-за созданной полости.

Известно узловое сопряжение колонны с надколонной плитой железобетонного сборно-монолитного безбалочного бескапительного перекрытия , включающее соединительные элементы. Они выполнены в виде размещенных в вертикальных плоскостях в пределах габаритов сечения колонны взаимно перпендикулярных пар металлических пластин, из которых нижняя пара пластин приварена к арматуре колонны, а верхняя пара пластин приварена к арматуре надколонной плиты. Недостатками такой конструкции являются: большая собственная масса, увеличенное сечение колонны и повышенный расход металла, так как безбалочное бескапительное перекрытие обычно имеет большую собственную массу.

Наиболее близким по технической сущности является сборный предварительно напряженный железобетонный каркас здания или сооружения , включающий колонны, образующие ячейки в плане здания или сооружения и выполненные с отверстиями в уровне перекрытий для пропуска напрягаемой арматуры, которая размещена в плоскости ригелей, установленных в двух взаимно перпендикулярных направлениях и перпендикулярно граням колонн и имеющих корытообразное сечение, и плиты перекрытий, опертые по контуру. Колонны установлены с поворотом на угол 45° относительно осей ячеек. Ригели расположены по диагоналям ячеек и соединены между собой. Причем здание или сооружение снабжено балками, размещенными по периметру каждой ячейки и соединенными с ригелями с образованием решетки с треугольными ячейками. При этом плиты перекрытий выполнены из легких бетонов и имеют треугольную форму, а боковые грани последних, балок и ригелей выполнены с отвесными скосами для опирания плит перекрытий на ригели и балки. Недостатками такой конструкции являются: большая собственная масса, повышенный расход металла, так как перекрытие выполнено сборным. Преднапряженная арматура предполагается только в диагональных направлениях.

Цель изобретения является повышение несущей способности и надежности узлового сопряжения колонны с монолитным перекрытием.

Поставленная цель достигается тем, что узловое сопряжение состоит из сходящихся балок и колонны, при этом число балок возможно более четырех. При количестве балок более четырех монолитное перекрытие отличается повышенной прочностью и жесткостью, так как балки помимо ортогональных направлений идут еще в одном направлении. Например, монолитное перекрытие с диагональными и осевыми балками имеет восемь сходящихся балок на колонне, которые направлены под углом 45° по отношению друг к другу, при этом две диагональные балки одной ячейки, пересекаясь в центре ее, обеспечивают передачу усилий от равномерно распределенной нагрузки на перекрытие, перераспределяя ее поровну. Предлагаемый узел основан на устройстве преднапряжения для балок монолитного перекрытия, не препятствующем одномоментно или по захваткам для ячеек перекрытия проводить укладку бетонной смеси.

При устройстве натяжения необходимо зафиксировать точки передачи напряжения. Такое восприятие обеспечивается комбинированием распоров-домкратов и натяжных устройств. Распор создаем легкими фермами. Причем распорная ферма по низу перекрытия будет обеспечивать распор между забетонированными колоннами и передавать давление при помощи прокладок или непосредственно на сам бетон. На эту ферму устанавливаем легкую, съемную опалубку под низ балок. Необходимый распор по верху конструкции обеспечиваем легкой фермой, которая будет устанавливаться между анкерными приспособлениями для натяжения арматуры. Для обеспечения устойчивости распорных ферм по верху и одновременного натяжения с контролем значений будет служить устройство для фиксации предварительно натянутой арматуры в виде полой колонны. Частным случаем может служить простая металлическая труба, имеющая отверстия для пропуска арматуры. Форма трубы может быть различной. Труба нижним концом жестко забетонирована в тело колонны и приварена к каркасу колонны.

При необходимости вовлечения большего количества напрягаемых стержней и уменьшения конструктивной высоты сечения можно вынести контур анкерных точек для предварительно напряженной арматуры на необходимое расстояние относительно стенок трубы колонны. Это можно сделать путем устройства контура анкерных точек для преднапряженной арматуры одного направления в виде металлического профиля (швеллера, тавра, уголка) необходимой жесткости, имеющего отверстия для пропуска арматуры и установленного перпендикулярно направлению рассматриваемой балки. Этот элемент крепится к основной трубе колонны посредством вертикального листового элемента. Усилия от напрягаемой арматуры будут передаваться на колонну через распределительный в плане восьмигранный опорный контур (для восьми балок сходящихся в узле), прикрепленный к трубе минимум восемью листовыми элементами.

Балки и плита должны быть замоноличены одновременно по захваткам. При устройстве всей арматуры с контролем натяжения и опалубки для одной ячейки возможно бетонирование ячейки или ее части. Причем бетонирование осуществляется по всей высоте перекрытия от низа балок до верха плиты, обеспечивая монолитность перекрытия в целом. Когда площадь всего перекрытия залита бетоном, необходимо забетонировать пустоты труб, выходящих из колонн.

Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 показаны план и разрез схемы устройства монолитного перекрытия с предварительным напряжением. На колонну 1, имеющую арматурные выпуски 10 и продолжение в виде трубы 5 с отверстиями, установлены распорные фермы 3, подпертые распорками 4. Поверх фермы 3 установлена нижняя часть опалубки под балки перекрытия 7. Распорные фермы 2 и предварительно напряженная арматура 6 установлены между продолжениями колонн 5 (анкерными приспособлениями в виде труб). Фермы при помощи домкратов 8 и прокладок обеспечивают необходимый распор (фиксацию от смещений) колонн.

На фиг.2 показана фиксация продолжения колонн 5 (анкерного приспособления в виде труб) в теле колонны. Помимо монолитного бетона и поперечной арматуры, приваренной к анкерному приспособлению, надежность для жесткого крепления трубы 9 обеспечивается вертикальными пластинами, приваренными к телу анкерного приспособления и продольным стержням колонны.

На фиг.3 показан план расположения фиксации предварительно напряженной арматуры 6 в теле анкерного приспособления 5 в узле сопряжения колонны 1 и монолитного перекрытия из расчета восемь балок на колонну. Фиксация обеспечивается шайбами 11.

На фиг.4 изображена шайба 11 для фиксации предварительно напряженной арматуры 6.

На фиг.5 показан разрез узла сопряжения колонны 1 и монолитного перекрытия. Предварительно напряженная арматура 6 может быть установлена или сверху, или снизу, а также в обоих положениях сразу.

На фиг.6 показан план расположения фиксации предварительно напряженной арматуры 6 в теле анкерного приспособления 5 в узле сопряжения колонны 1 и монолитного перекрытия из необходимости установки большего числа арматурных стержней. При этом анкерное приспособление посредством вертикальных пластин 13 и жесткого профиля 12 выносит точки закрепления предварительно напряженной арматуры на необходимое расстояние для обеспечения заанкиривания необходимого числа арматурных стержней одного направления и уменьшения конструктивной высоты перекрытия.

Узловое сопряжение колонны с монолитным перекрытием делает возможным уменьшить конструктивную высоту перекрытия в целом за счет работы балок в четырех и более направлениях. Поэтому возможно устройство безбалочного перекрытия со скрытыми балками. Узел под нагрузкой работает следующим образом. Арматура, раскрепленная в продолжениях колонн, подвергается натяжению с контролем значений, фиксируется шайбами и обеспечивает необходимое усилие натяжения на участке между колоннами. Сжимающие усилия от предварительно натянутой арматуры воспринимаются легкими фермами. Анкерное устройство испытывает изгиб и срез. Предложенный способ устройства перекрытия позволяет вобрать в себя необходимое сопряжение нужного количества балок и предусмотреть возможность преднапряжения при монолитном бетонировании. Таким образом, применение преднапряженных монолитных перекрытий в практике строительства позволит повысить несущую способность и надежность перекрытия, а также значительно улучшить показатели материалоемкости, стоимости и трудоемкости строительства.

Узловое сопряжение колонны с монолитным перекрытием, состоящее из сходящихся балок, полки плиты и колонны, при этом балки выполнены с преднапряженной арматурой, отличающееся тем, что число балок, сходящихся на колонне, возможно более четырех; преднапряженная арматура фиксируется в продолжении колонны в виде полого анкерного устройства или в контуре из металлического профиля, вынесенного на расстояние относительно стенок анкерного устройства, установленного перпендикулярно арматуре и прекрепленного к анкерному устройству вертикальными листовыми элементами; обратное натяжению усилие воспринимается легкими фермами, причем ферма по низу перекрытия будет обеспечивать распор между забетонированными колоннами, а ферма по верху устанавливается между анкерными приспособлениями; для натяжения арматуры анкерное устройство нижним концом жестко забетонировано в тело колонны и приварено к каркасу колонны; балки и плита замоноличиваются одновременно по захваткам, причем бетонирование осуществляется по всей высоте перекрытия от низа балок до верха плиты; после бетонирования всей площади перекрытия пустоту анкерного устройства, выходящего из колонны, бетонируют.

6.5.2. Армирование сечения ригеля

Ригели армируют двумя сварными каркасами в пролете, при значительных нагрузках допускается установка трех, четырех каркасов (рис.19). Третий каркас устанавливается в средней части пролета, не доводится до опор.

Рис.19 Размещение арматуры в поперечном сечении ригеля.

d- больший диаметр рабочих стержней;d1- диаметр поперечной арматуры;

a- защитный слой рабочей арматуры:a≥15 мм приh<250 мм;a≥20 мм приh≥250 мм;a≥d;

aw- защитный слой поперечной арматуры:aw≥10 мм приh<250 мм;

aw≥15 мм приh≥250 мм;aw≥d1

a1- расстояние в свету между нижними (при бетонировании) продольными стержнями:a1≥25 мм;a1≥ d;

a’1- расстояние в свету между верхними (при бетонировании) продольными стержнями:a’1≥30 мм;a’1≥ d;

a2- расстояние в свету между рядами продольных стержней:

a2≥25 мм;a2≥d.

В опорной части ригеля устанавливается не менее двух каркасов, которые располагаются между каркасами пролета.

Размещение каркасов в сечении ригеля должно удовлетворять положениям п.п. 5.11, 5.12, 5.16 – 5.21 (рис.19); поперечное армирование – п.п. 5.22, 5.26 – 5.28/1/.

Расположение каркаса в опорной части ригеля должно удовлетворять условиям:

концы стержней каркасов должны отстоять от грани элемента (п.5.9/1/) при длине элемента до 9 м – на 10 мм,

до 12 м – на 15 мм,

свыше 12 м – на 20 мм

Рис. 20. Выпуски арматурных стержней в каркасах

с1≥25 мм;с2≥25 мм;с1, с2≥d;с3≥60 мм приd≤25 мм;с3≥80 мм приd>25 мм;Аs,д.≥0,0005brc4;br– половина расстояния между каркасами.

6.5.3. Армирование ригеля

в местах опирания второстепенных балок

При сопряжении второстепенных балок с ригелем их верхний уровень совпадает. Конструктивно высота второстепенной балки меньше высоты ригеля. Опорные реакции со второстепенных балок передаются за счет сопротивления отрыву нижней части сечения ригеля (Рис.21).

Прочность на отрыв обеспечивается при условии

, (ур.110/1/) (32)

где Q- максимальное поперечное усилие со второстепенной балки;∑RswAsw- сумма усилий, воспринимаемых хомутами, устанавливаемыми дополнительно по длине зоны отрыва со стороны примыкания второстепенной балки.

Рис.21 Схема при расчете на отрыв ригеля в месте опирания второстепенной балки.

bВБ,hВБ- ширина и высота сечения второстепенной балки;hs- расстояние от центра тяжести сжатой зоны опорного сечения второстепенной балки до центра тяжести нижней продольной арматуры;a=2hs+bВБ- длина зоны отрыва.

В местах примыкания второстепенных балок устанавливаются -образная сетки (рис.22). Суммарная площадь стержней поперечной арматуры должна быть не менее требуемой по расчету.

Конструкция сеток дана на рис.23. Диаметр рабочей поперечной арматуры сетки dw=(3÷12) мм, шагsw=(50÷350) мм. Диаметр распределительной арматурыd’w=(3÷12) мм, шагs’w=(100÷500) мм. Ширина сеткиB≥a, длина зависит от высотыhГБ, шириныbГБригеля и линии сгиба.-образная сетка должна огибать арматурные каркасы ригеля. В местах пересечения с ребрами второстепенных балок арматура сеток вырезается по месту.

Рис.23 Конструкция -образных сеток.

, ,- технологические зазоры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *