0

Ремонт цепей для бензопил

Когда необходим ремонт цепи бензопилы?

От состояния пильной цепи зависит не только удобство и качество распила, но также и расход горючего и смазочных материалов. Кроме того, эксплуатация неисправной цепи может привести как к полному выходу из строя узлов инструмента, так и к травматизму. Поэтому перед началом работы обязательно нужно проверить состояние бензопилы, наличие масла и горючей смеси, а также целостность корпуса и работоспособность органов управления.

Срок службы цепи зависит от многих факторов – материалов, из которых она изготовлена, условий эксплуатации, манеры работы оператора и т.д. При нормальном режиме работы обслуживание профессиональной бензопилы проводится каждый день. Что касается домашнего инструмента, он используется не так интенсивно. Но к распилу всё же следует подготовиться, просушив и очистив материал от грязи и посторонних предметов.

Цепь бытовой бензопилы подлежит немедленному ремонту при появлении таких признаков, как:

  • замедление и затруднение распила;
  • биение или повышенная вибрация пильной шины;
  • неоднородность стружки;
  • нагар на линии распила и стружке;
  • характерный запах горелой древесины или перегретого металла;
  • выделение пыли при распиле и т.д.

Если вы располагаете необходимым инструментом, знаниями и навыком, совсем необязательно обращаться при возникновении этих симптомов в сервисный центр — натяжку, заточку и пр. можно выполнить самостоятельно. Непосредственный визуальный осмотр пильной цепи позволяет удостовериться в наличии неисправностей, а также выявить их степень и определить подходящий способ устранения.

Бензопила любит работу, поэтому не следует допускать её длительных простоев. Если инструментом ближайшее время вы работать не собираетесь, необходимо правильно подготовить её к хранению.

Ремонт бензопил своими руками: система смазки

Как правило бензопилой работают в далёких от чистоты условиях. И наиболее высоким нагрузкам при этом подвергается как раз пильная цепь. Её преждевременному износу препятствует система смазки инструмента, которая снижает разрушительный эффект нагрева и трения. Это не только увеличивает рабочий ресурс конструктивных узлов бензопилы, но и предотвращает растяжение цепи. Поэтому контроль над процессом смазки должен выполняться постоянно.

Бензопилы снабжаются масляным насосом, который забирает смазку из бака и подаёт его на цепь. Её конструкция включает специальные звенья – хвостовики. Проходя звёздочку шины они захватывают масло и распределяют его по всей длине цепи. Нижняя часть хвостовиков выполняется в форме крюка. Это позволяет снизить расход и потери смазочного материала. Для дополнительного удержания последнего хвостовики снабжаются дополнительными каналами и отверстиями. В распределении смазки также участвуют другие звенья пильной цепи, на которых для этой цели выполняются углубления особой формы.

Проверку качества работа системы смазки бензопилы провести несложно. При разгоне пильной цепи микроскопические частицы масла образуют след на поверхности обрабатываемого материала. Отсутствие такового говорит о том, что смазка на цепь не поступает. И наоборот, если при выключенном моторе смазка с неё буквально капает, это свидетельствует о необходимости прочистки паза шины, конструктивных отверстий и каналов цепных звеньев и регулировке масляного насоса.

Перед покупкой и установкой новой цепной гарнитуры следует убедиться в том, что система смазки бензопилы способна с ней справиться. Для улучшения же процесса смазки можно использовать современные масла на растительно-полимерной основе.

Устранение неполадок тормоза цепи

Инерционный тормоз цепи предназначен для мгновенной остановки хода при заклинивании цепи и обратном ударе. Последний возникает при касании концом или верхней частью шины обрабатываемого материала. В момент резкого отброса шины тормоз останавливает движение цепи, не прекращая работу двигателя. Поэтому после его срабатывания необходимо выключить мотор, после чего выполнить разблокировку.

При сработавшем тормозе чашка сцепления ведущей звёздочки шины блокируется. При этом мощности двигателя достаточно, чтобы провернуть сцепление. В результате его кулачки будут стираться о чашку, а сам механизм – нагреваться. Вследствие этого могут оплавиться пластиковые элементы – привод масляного насоса, крышка сцепления и т.д. Если продолжить работу на включенном тормозе, появится характерный дым и запах, а саму пилу, скорее всего, придётся ремонтировать. Подобная ситуация может возникнуть при защемлении цепи в обрабатываемом материале, если оператор попытается освободить её, увеличивая обороты двигателя.

Если крышка инерционного тормоза оплавилась, её необходимо заменить. Ведь без неё система будет работать некорректно. При оплавленном приводе масляного насоса становится невозможной подача масла на цепь. Поэтому данный элемент, равно как и изношенные или поврежденные детали сцепления также подлежат немедленной замене.

Производители бензопил рекомендуют проверять инерционный тормоз при каждом запуске двигателя. Если он неисправен, работа инструментом становится небезопасной, а его ресурс сокращается, что в ближайшем будущем приведёт к непредвиденным финансовым расходам.

Регулировка натяжения пильной цепи

Профессиональный вальщик никогда не начнёт работу бензопилой, пока не проверит натяжку цепи. Если она будет слабой, гарнитура при движении будет болтаться, соскакивать с шины и вполне может лопнуть. Чрезмерное натяжение также не сулит ничего хорошего – увеличенные нагрузки на двигатель и стремительный износ конструктивных элементов критически снижают рабочий ресурс инструмента.

В большинстве моделей натяжка пильной цепи фиксирует шину. Это значит, что если она будет недостаточной или чрезмерной, шина будет иметь увеличенный люфт, либо её звёздочка окажется зажатой и не сможет двигать гарнитуру.

Процедура натяжки пильной цепи выполняется по следующему алгоритму:

  1. Проверка хода цепи.

Для этого примерно по середине шины в верхней её части цепь берётся за зубец и вертикально подтягивается. При оптимальном натяжении около трети хвостовика останется в пазу шины, а сама цепь свободно вращается рукой. Если нет, значит она перетянута или ослаблена.

  1. Контроль безопасности.

Перед тем, как приступить к ремонту, необходимо убедиться в том, что бензопила выключена и её случайный запуск полностью исключён.

  1. Оценка степени натяжения.

Для этого нужно провернуть цепь рукой вдоль линии рабочего хода. Если гарнитура ослаблена, в нижней части шины вы заметите провис.

  1. Проверка натяжителя.

Этот узел располагается внутри фиксирующей шину крышки, которая находится возле тормозной муфты. Следует отпустить гайки-фиксаторы и провернуть натяжитель (регулирующий болт) до достижения нормального качества натяжки при сохранении плавности хода цепи и необходимого шарнирного люфта.

Запрещается менять цепь или выполнять её регулировку в нагретом состоянии. При охлаждении металл сжимается, поэтому отрегулированная таким образом гарнитура может деформировать шину или вывести из строя двигатель.

Заточка цепи бензопилы

Это, пожалуй, самая сложная задача при обслуживании пильных цепей. Для выполнения заточки понадобятся:

  • напильники (круглый и плоский);
  • оправка;
  • калибр.

Заточка цепи производится непосредственно на пильной шине. Для этого с учётом угла заточки фаски (10-30о) на режущую кромку зуба выставляется оправка. Главное при выполнении процедуры соблюдать этот угол. Сам напильник при этом должен устанавливаться перпендикулярно шине так, чтобы соблюдался небольшой выступ над зубом. Заточка выполняется строго поступательными движениями. При завершении работы с одним резцом, цепь прокручивается так, чтобы обеспечить достаточное пространство для работы со следующим.

После обработки резцов можно приступать к правке ограничителей. Если они выступают, цепь будет «гладить» материал, ну а при слишком заглубленном положении пила будет застревать в нём. Правка ограничителей выполняется с помощью калибра, который устанавливается на режущую кромку. Его торцевая планка с прорезью должна находиться на уровне ограничителя, в противном случае последний подтачивается.

Для заточки пильных цепей не всегда удобно использовать наборы, поставляемые в комплекте с инструментом или же подручные средства. Если резцы основательно затуплены, резонно использовать специальный станок – он может быть как ручным, так и электрическим.

При заточке резцов и правке ограничителей следует выполнять равное количество движений напильником с идентичным прикладываемым усилием. Зубья цепи должны быть одинаковыми, иначе её ход будет неровным, а сама она может растрескаться или лопнуть.

Обслуживание пильной цепи – одна из важнейших задач, стоящих перед оператором инструмента. От того, насколько качественно установлена и заточена гарнитура, напрямую зависит эффективность и безопасность работы. Добиться существенного увеличения срока службы инструмента можно следуя рекомендованным производителями бензопил алгоритмам натяжки и заточки цепи, а также поддерживая тормозную и смазочную системы в исправном состоянии.

>Натяжение цепи на бензопиле. Устройство, регулировка, отзывы

Как натянуть цепь на бензопиле

Практически в каждом современном домохозяйстве сегодня есть цепная электро или бензопила. Рано или поздно большинство владельцев пилы задумываются, как правильно ее обслуживать и эксплуатировать, чтобы инструмент был исправен и не потерял производительность работы.

Натяжение цепи

Большинство пользователей проявляет достаточную заботу, по отношению к двигателю, при этом забывая уделить внимание другим важным узлам бензопилы, от исправности которых в большой мере зависит ее производительность и долговечность. Должный уход за всеми узлами бензопилы сэкономит ваши средства и позволит продлить срок службы устройства.

Общее устройство бензопилы

Темой нашего сегодняшнего разговора станет пильный аппарат, который состоит из ведущей звездочки, шины и цепи. От исправности этих деталей производительность бензопилы зависит даже больше, чем от характеристик двигателя. Ведь ни для кого не секрет – пилит не мотор, а цепь, надетая на шину и приводимая в движение ведущей звездочкой. Давайте посмотрим, какие сюрпризы могут ожидать после нескольких недель или месяцев эксплуатации, как правильно выбирать и обслуживать узлы нашей цепной бензопилы.

Основные характеристики

Несмотря на свою небольшую стоимость, цепь играет важнейшую роль при эксплуатации бензопилы. От того насколько она правильно наточена и натянута во многом зависит не только ее производительность, но и сохранность других узлов.

Классифицируют цепи по следующим параметрам:

  • Шаг. Под этим термином принято подразумевать расстояние (измеряется в дюймах) между первой и третьей соединительными заклепками, разделенное пополам. Фактически все существующие пильные цепи подразделяются на пять групп: ¼», 0,325″, 3/8″, 0,404″ и ¾». При выборе следует учитывать: чем больший шаг – тем большая производительность, но при этом значительно возрастают нагрузки на движок;
  • Толщина хвостовика ведущего звена. Речь идет о глубине посадки на паз шины, по которому она движется в процессе пиления. Чем глубже посадка, тем меньшая вероятность, что цепь может слететь с шины.

Параметры пильной цепи (шаг )

Производители предлагают следующие модификации:

  • 1,1 мм — для миниатюрных инструментов;
  • 1,3 мм – оборудовано большинство бензо и электропил бытового класса;
  • 1,5 мм – полупрофессиональные модели;
  • 1,6 мм – применяется на бензопилах профессионального назначения;
  • 2,0 мм – промышленные цепные бензопилы;

Варианты размеров пильных цепей

Другие параметры цепи:

  • Профиль. Имеется в виду высота режущей кромки цепи над шиной. По этому показателю пильные цепи распределяются на два типа: низкопрофильные и высокопрофильные. Цепи с низким профилем более безопасны в использовании, тогда как высокий профиль обеспечивает высокую производительность работы. Кроме того, цепи распределяются по профилю режущих зубьев: полудолотообразные , долотообразные, закругленные и зубья с победитовой напайкой.
  • Глубина резки. Другими словами зазор между пильным зубом и ограничителем. В бензопилах бытового уровня правильно использовать цепи с зазором 0,025″ и 0,03″. Цепи с зазором до 0,07″ устанавливаются на профессиональных и промышленных моделях.
  • Количество звеньев. Выбирая цепь для бензопилы, ориентируйтесь на длину шины. Например, если у вас бытовая китайская пила с шиной на 14″, скорее всего, вам необходима цепь на 52 звена.

Важно! Правильный подбор цепи на бензопилу осуществляется в соответствии с параметрами, указанными в руководстве по эксплуатации.

Если вы не имеете такой возможности, советуем воспользоваться таблицами подбора на сайте производителя или здесь: Ваш браузер не поддерживает фреймы
Таблицы размеров пильных цепей и шин для бензопил по моделям

Причины неисправности цепи

Как и всякая деталь, пильная цепь требует внимания и правильного обслуживания. В первую очередь, эти слова относятся к периоду обкатки бензопилы и пильной гарнитуры. Впрочем, следить за их исправностью следует на протяжении всего эксплуатационного периода.

Основные причины неисправности цепи:

  • Плохое качество металла на бюджетных моделях;
  • Стиль работы оператора;
  • Неправильное натяжение;
  • Неисправность или чрезмерный износ ведущей звездочки;
  • Неисправности в системе автоматической смазки;
  • Погнутости, замусоренность или другие поломки пильной шины;
  • Использование некачественных материалов;
  • Несвоевременная заточка рабочих кромок;
  • Уровень эксплуатационных нагрузок на бензопилу;

Угол заточки звена цепи

Все это может приводить к довольно печальным обстоятельствам, и значительным тратам на покупку новых запчастей и ремонт бензопилы:

  • Ухудшение эксплуатационных возможностей и производительности труда;
  • Безопасность оператора при проведении распиловочных работ;
  • Преждевременный износ отдельных узлов и деталей и всей бензопилы;

Обслуживание и эксплуатация шины

Важной деталью в пильном аппарате бензопилы является шина. Именно от ее исправности, во многом, зависит производительность и качество работы устройства.

Система смазка пильной цепи

Преждевременный износ шины, чаще всего наступает из-за неправильной работы автоматической системы смазки. В пильной зоне возникает сильное трение, которое приводит к нагреванию и деформации металла. Как правило, первой выходит из строя ведомая звездочка. Также для предотвращения преждевременного износа важно почаще переворачивать шину – это способствует равномерному стиранию роликов ведомой звездочки.

Важно: используйте шину с параметрами, указанными производителем вашей цепной пилы. Это продлит срок службы, как самой пильной гарнитуры, так и всей бензо или электропилы.

Основные неисправности шины:

  • Деформация или повреждение тела шины;
  • Стирание зубьев или полная поломка ведомой звездочки;
  • Износ посадочного паза и хвостовика;
  • Критические повреждения каналов для подачи масла;
  • Поломка или полный износ натяжителя;

Укорочение цепи своими руками

Как и любая другая деталь, цепь бензопилы постепенно изнашивается, а постоянные нагрузки и работа в разных температурных режимах приводит к ее удлинению. В этом случае ее невозможно правильно натянуть, она периодически слетает с шины. Можно ли отремонтировать такую деталь в домашних условиях. Как показывает практика, для этого не нужны специальные устройства, навыки или высокая квалификация. Впрочем, следует позаботиться о наличии тисков, надфиля, молотка, плоскогубцев и пробоя.

Тиски Надфиль плоский Молоток Плоскогубцы

Если у вас есть все эти инструменты, можете смело приступать к разборке:

  • Определяем насколько увеличилась длина цепи;
  • Фиксируем цепь в тисках;
  • Надфилем или напильником стачиваем выступающие головки заклепок, при этом стараемся не задеть боковых частей звеньев;
  • Демонтируем заклепки при помощи пробоя или выжимной струбцины;

Расстояние при регулировки цепи

Важно: при разъединении звеньев обязательно нужно посчитать направляющие выступы на внутренней стороне. Между ними и ведущей звездочкой должно быть соответствие.

  • Убираем нужное количество звеньев и соединяем концы цепи. Для этого используем старые заклепки;
  • Развальцовываем головки заклепок легкими ударами молотка;
  • Напильником или надфилем удаляем заусеницы и неровности;

Важно: расклепать и заклепать звенья можно достаточно быстро, однако следует помнить, что они после ремонта будут ослаблены и не смогут долго прослужить.

Отзывы владельцев

Сергей Абазов, 32 года, Липецкая область

«Работаю строителем, бензопилой пользуюсь постоянно. Приходится пилить не только дерево, но и газобетон, иногда в бетоне нужно продольный паз сделать (правда для этого надеваю твердосплавный диск). Цепи быстро затупляются и растягиваются – не стану же каждый раз за новой бегать. Поэтому купил ремкомплект (он копейки стоит) и при растяжке просто ее укорачиваю. Заострил и снова к работе. Быстро и недорого.»

Руслан Тимирбеков, 44 года, Татарстан

«За полгода использования бензопилы цепь растянулась и стала слетать. Задался вопросом – что лучше отнести в мастерскую (там и оборудование правильное есть) или сделать дома. А потом сделал сам – выбросил звено, ведущая звездочка уже притертая, шаг не поменялся. Работает вроде правильно все, только почему-то теперь чаще подтягивать надо.»

Андрей Казанцев, 27 лет, Волгоградская область

«Возникла проблемы с ведомой звездочкой – однажды она просто перестала крутиться. Присмотрелся – виновата шина, вернее отверстия полностью замусорены. Как следствие – выработка на посадочном пазу. Вот такие проблемы из-за того, что не досмотрел за тем, правильно ли работает система смазки. Теперь всю пильную гарнитуру на бензопиле менять. Влетел в копейку.»

Почему растягивается

Владельцы пил часто задают вопрос: «почему растягивается цепь на бензопиле?» Постараемся ответить на него. Пильная гарнитура может растягиваться по нескольким причинам.

  1. Неисправен масляный насос или он неправильно настроен. Ограниченная подача масла или его отсутствие приводит к чрезмерному нагреву при работе. Горячая цепь вытягивается в несколько раз быстрее.
  2. Работа в неблагоприятных условиях. Пыль, грязь, земля попадают на гарнитуру при работе. Частички грязи действуют как абразивный материал и постепенно протирают места соединения звеньев, в результате чего она вытягивается.
  3. Использование некачественной смазки цепи. Часто для смазки цепи применяется не рекомендованное производителем масло, а отработанное масло из двигателя автомобиля. В «отработке» присутствуют частички металла, которые тоже могут давать эффект абразивного материала.
  4. Цепь новая. Производители бензопил специально делают на пиле регулировочные винты, т. к. процесс растяжения неизбежен.
  5. Естественное растяжение, как следствие продолжительной работы.

Растяжение неизбежно, вопрос в том насколько быстро это произойдет. Можно продлить срок службы, используя качественные масла для смазки, проводя своевременную диагностику масляного насоса и делая перерывы в работе.

Такие меры способны значительно снизить вероятность растяжения, но не исключить его полностью.

Инструменты необходимые для проведения работ

Приступая к клепке, первым делом необходимо убрать с цепи звено, для этого потребуется расклепать заклепки. Для расклепывания понадобится наковальня, молоток, тонкий бородок, тиски, болгарка со шлифовальным кругом или наждак. Эти инструменты не позволяют качественно провести работу, но зато они найдутся у каждого. Более культурный и бережный способ, снять заклепки при помощи специального пробойника.

Конструкций пробойников несколько, расскажем о самой популярной.

Пробойник для заклепок

Пробойник – станок, который применяется для снятия заклепок.

Он механический, работает по принципу пресса. В комплекте имеется специальная наковальня, в которой выбраны пазы для установки гарнитуры с различным шагом. Также имеются сменные наконечники, которыми и происходит выдавливание клепки.

Важно: размер заклепок в разных типах цепей отличается, поэтому при покупке пробойного станка убедитесь, что в комплекте имеется несколько наконечников, которые используются для разных типов гарнитуры.

Предлагаем посмотреть видео, в котором показано, как расклепать пильную цепь при помощи механического пробойника.

После того как цепь расклепана, необходимо снять старое звено, установить новое и заклепать. Для этого применяется станок заклепочно-обкатный. Он электрический, поэтому стоит гораздо дороже пробойного станка.

Заклепочно-обкатный станок

На станке установлен редукторный двигатель с высоким крутящим моментом.

Применяется для заклепки и прокатки гарнитуры с шагом от 1/4″ до 0,404″. Глубина пропила цепей, которые можно заклепать при помощи этого станка от 1,1 мм, до 2 мм (0,043″ — 0,080″). Вместе со станком поставляются специальные вращающиеся вставки и наковальни для разных типов. Вставки и наковальни промаркированы. Маркировка «А» означает, что вставки предназначены для гарнитуры с шагом 3/8″ и 0,404″. «В» — для 1/4″ и 0,325″.

Станок работает следующим образом. Пильная цепь с новым звеном и заклепками устанавливается в направляющие вставки. Ремонтное звено с установленными в неё заклепками прижимается рабочим валиком к наковальне, после этого включается двигатель и валик начинает вращаться, постепенно раздавливая заклепку, в этот момент, оператор станка немного увеличивает усилие прижима валика, закручивая регулировочный винт. Для наглядности, предлагаем посмотреть видео о работе заклепочно-прокатного станка.

Использовать такой станок для того чтобы клепать дома, не выгодно, т. к. он дорогой. Если необходимо переклепывать не регулярно, то можно обойтись и без него. Рассмотрим, как укоротить цепь бензопилы своими руками без использования дорогостоящих станков. Начинать нужно с расклепывания и снятия звена.

Преимущества станка в том, что заклепанные с его помощью клепки практически не отличаются по качеству от тех, которые клепали в заводских условиях.

Как заклепать

Для соединения понадобится ремонтная звенка. Запасные звенья можно найти в любом магазине занимающемся продажей бензопил и расходных материалов для них. Покупая запасные звенья нужно обязательно учитывать тип цепи, шаг и профиль. Звенья с разных типов гарнитуры не взаимозаменяемые. Использовать донорское звено со старой, не рекомендуется. Заклепки на нем уже сточенные и для нормального соединения придется подтачивать верхнюю пластину.

Звенка с заклепками устанавливается на цепь и укладывается на наковальню открытой стороной вверх. После этого на заклепки надевается верхняя пластина и слегка обстукивается молотком, для того что бы она села максимально плотно. После этого можно приступать к расплющиванию заклепок. Для этого используется наковальня, бородок и молоток.

Гарнитура укладывается на наковальню, бородок наставляется на заклепку и делается резкий удар молотком. Аналогично заклепывается вторая клепка. В результате, в выступающей части заклепки, должно получиться утолщение, которое будет надежно удерживать верхнюю пластинку звена, не давая её рассоединится.

На последнем этапе необходимо проверить, что звено цепи движется, и его не зажало при клепке.

Важно: если работа проведена не правильно и ремонтное звено не ходит, то устанавливать такую цепь на бензопилу нельзя.

Рассмотрим, что может случиться, если склепать не правильно.

Последствия некачественного ремонта

Последствия некачественного ремонта могут быть весьма печальные, цепь в момент разрыва может травмировать оператора. Конечно, современные пилы оборудованы всякого рода защитой. Например, на них устанавливаются улавливатели, которые призваны защитить оператора в экстренной ситуации, а правая рука, которая находится на линии цепи, спрятана за корпусом.

Но, 100% гарантии защита не дает, поэтому, прежде чем использовать ремонтную цепь с максимальной нагрузкой, необходимо опробовать её на легких работах, распилить пару веток или досок.

Также последствия некачественного ремонта могут отразиться на работоспособности бензопилы. Рассмотрим, какие можно допустить ошибки при ремонте и как они отразятся на работе пилы.

Ошибки при ремонте цепей

  1. Не совпадает по шагу. Причина в том, что установлено рабочее звено не подходящее по основным параметрам: шагу, толщине звена. Если такую гарнитуру использовать для работы, то в результате потребуется замена ведущей звездочки и шины пилы, т. к. звездочку на шине сломает.
  2. Еще один вариант несовпадения по шагу, это установка рабочего зуба в обратном направлении. Встречается крайне редко, но все же бывает, особенно у тех, кто ремонтирует в первый раз. Последствия аналогичны первому пункту.
  3. Цепь длиннее шины. С эти все понятно, регулировочного винта не хватит для натяжения, цепь будет болтаться и увеличится износ ведущей звездочки.
  4. Короче. Такую гарнитуру нельзя будет установить, потребуется расклепывать и удлинять.
  5. Соединительное звено немного длиннее. Аналогично первому пункту изменится шаг, что приведет к разрушению ведущей и ведомой звездочки.

В заключении хочется уделить особое внимание качеству статей на данную тему. На страницах сайтов в интернете есть информация о том, как ремонтировать цепь пилы при помощи сварки. Такие инструкции написаны не компетентными авторами, которые сами не понимают, о чем пишут.

Ремонтировать при помощи сварки можно, но это не пильные цепи, а редукторные, предназначенные для передачи усилия с одной звездочки на другую.

Такие, можно встретить в механизмах сельскохозяйственных машин, транспортерах и прочих агрегата.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *