0

Приемы обучения в детском саду

Консультация-презентация «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

Наталья Пименова
Консультация-презентация «Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

Консультация для воспитателей

«Использование метода проблемных ситуаций в работе с детьми дошкольного возраста»

Проблемное обучение — организованный преподавателем способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения, в ходе которого он приобщается к объективным противоречиям научного знания и способам их решения. Учится мыслить, творчески усваивать знания.

Система методов проблемного обучения.

Система общих методов (наиболее известна номенклатура методов, предлагаемая М. Н. Скаткиным и И. Я. Лернером):

1) Объяснительно иллюстративный;

2) Репродуктивный;

3) Проблемное изложение;

4) Частично-поисковый;

5) Исследовательский метод.

Которые в свою очередь делятся на:

1) метод монологического изложения — педагог сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает детям готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации форма изложения — рассказ, лекция.

2) метод рассуждающего изложения — Первый вариант — создав проблемную ситуацию, педагог анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения.

Второй вариант — излагая тему, педагог пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма — беседа лекция.

3) метод диалогического изложения — диалог педагога с коллективом детей. Педагог в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью детей, то есть они активно участвуют в постановке проблемы выдвижения предположений, и доказательства гипотез. Деятельности детей присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения (при котором педагог организует участие детей в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы.). Основы формы преподавания — поисковая беседа, рассказ.

4) метод эвристических заданий — открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не педагогом, при участии детей, а самими детьми под руководством и с помощью педагога. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы и решением проблемных задач и заданий. Эвристическая беседа это вопросно-ответная форма обучения, когда педагог вместо сообщения детям готовых знаний заставляет их прийти к новым понятиям и выводам. Осуществляется это путем правильно поставленных вопросов со стороны педагога и задействования детьми своего опыта, имеющихся знаний и наблюдений.

5) метод исследовательских заданий — организуется педагогом путем постановки перед воспитанниками теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Воспитанник совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: эксперимент, экскурсия и сбор фактов, конструирование и модулирование.

6) метод программированных заданий — этот метод при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и новые действия.

Достоинства проблемного обучения

• способствует развитию умственных сил учащихся (противоречия заставляют задумываться искать выход из проблемной ситуации затруднения); самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, выбор плана решения и т. д.); развитию творческого мышления (поиск самостоятельного нестандартного решения).

• проблемное обучение обеспечивает и более прочное усвоение знаний (то, что добыто самостоятельно лучше усваивается и на долго запоминается); развивает аналитическое мышление (проводится анализ условий, оценка возможных вариантов решений, логическое мышление (требует доказательств правильности выбираемого решения, аргументации).

• проблемное обучение вооружает школьников методами познания окружающей действительности, развивает умения и навыки целесообразного наблюдения, воспитывает способность к обобщениям и выводу основных закономерностей с обоснованием их, прививает вкус к доступной исследовательской работе.

• учащиеся быстрее осмысливают сущность изучаемого явления и дают обоснованные ответы. У них развиваются познавательные потребности и интерес, воспитывается убежденность в знаниях, так как учащиеся сами выдвигают гипотезы и сами доказывают их.

Недостатки проблемного обучения.

• не всегда легко сформулировать учебную проблему,

• не весь учебный материал можно построить в виде проблем;

• проблемное обучение не способствует отработке навыков,

• не экономично – требует больших затрат времени.

Проблемное обучение в детском саду — это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению.

Поэтому основная суть проблемного обучения в постановке перед ребенком проблемы, познавательной задачи, создания условий для исследования путей и способов ее решения, т. е. развитие проблемного видения. Напомним, что само понятие проблема означает

Проблема означает — «сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования» (словарь Ожегова)

Понять, как «включается» механизм мышления ребёнка при решении той или иной проблемы мы можем увидеть, если обратимся к заданию, предложенному в ходе эксперимента с дошкольниками психологом Вераксой Николаем Евгеньевичем.

Практическое задание с воспитателями «Коробочка»:

Ребенку предъявлялась пустотелая картонная коробочка в форме вытянутого прямоугольного параллелепипеда. Внутри коробочки находился свободно перемещавшийся груз. Наклон коробочки в сторону вызывал соответствующее перемещение груза и, следовательно, смещение центра тяжести всей системы «груз — коробочка».

Экспериментатор, не раскрывая особенностей внутреннего строения коробочки, на расстоянии 2—3 м показывал её ребенку. Затем, придерживая рукой, располагал коробочку на столе так, чтобы большая её часть выступала над краем стола. Предварительно груз внутри коробочки перемещался так, чтобы в этом положении она не падала. Продолжая придерживать коробочку рукой и создавая тем самым иллюзию её падения, экспериментатор задавал ребенку вопрос: «Что будет с коробочкой, если я перестану её держать?» Дальнейшие действия экспериментатора зависели исключительно от ответов детей.

Как правило, дети говорили, что коробочка упадет. В этом случае экспериментатор поднимал руку и обращал внимание ребенка на то, что коробочка не упала. Затем экспериментатор брал коробочку в руки и спрашивал ребенка: «Что будет с коробочкой, если я опять положу её точно так же и не буду держать? Она упадет или нет?» Если ребенок говорил «не упадет», экспериментатор, прежде чем поставить коробочку на край стола, вызывал её наклоном смещение центра тяжести и, отпуская коробочку, показывал её падение. Каждый раз, действуя подобным образом, экспериментатор в зависимости от ответа располагал груз внутри коробочки так, чтобы показать ребенку несоответствие его предсказания реально наблюдаемой картине. Процедура прекращалась, если ответы детей переставали варьировать.

В ситуации с коробочкой дети видят, что предмет обладает противоречивыми свойствами (может упасть, а может и не упасть, ищут ответ на вопрос, почему не упал или упал. Для объяснения причины противоречия используют предположения (по словам Н. Е. Вераксы демонстрируют наличие «неотчётливых» знаний) — «там волшебное», «там специальное», «это фокус», некоторые делают предположения более конкретные «там что-то тяжёлое, «там что-то приклеено», «вы поворачивали коробочку – в ней что-то шуршало».

Т. е., дети для решения проблемы «почему коробочка упала, если упасть была не должна» подключали часть своего имеющегося опыта. Они знали, что если большая часть предмета «свисает» со стола, то предмет под действием своего веса упадёт. Одновременно с этим, для решения возникшей проблемы, они должны были найти новые, не известные им элементы. «Что же могло удержать коробочку на столе?»

«Особенности проблемного обучения».

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции. Материал не дается, а задается как предмет поиска. И весь смысл обучения как раз и заключается в стимулировании поисковой деятельности дошкольника.

Технология проблемного обучения максимально сближает процесс обучения с процессом мышления. Она предполагает не только усвоение результатов научного познания, но и самого пути познания, способов творческой деятельности. Технология проблемного обучения опирается на закономерности психологии мышления.

Следует помнить, что технология проблемного обучения применима в работе с дошкольниками при условии, что проблемная ситуация, предлагаемая взрослым, находится в «зоне ближайшего развития», чтобы ребенок мог разрешить ее только на грани своих возможностей, при максимальной активации своего интеллектуального, творческого и мотивационного потенциала. Сотрудничество ребенка и взрослого при обучении в ЗБР осуществляется в проблемной ситуации, с которой ребенок справляется благодаря помощи взрослого.

«То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве … завтра он становится способен выполнять самостоятельно» (Л. С. Выготский).

Технология проблемного обучения — это специально созданная совокупность специфических приемов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребенка и развитию творческого мышления.

Структурные единицы проблемного обучения

Структурными единицами или формами организации проблемного обучения являются проблемный вопрос, задача и ситуация. Чем же отличаются перечисленные выше формы организации проблемного обучения?

Рассмотрим их особенности.

Проблемный вопрос.

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? (просто вопрос)

Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? (проблемный вопрос).

Почему утка плавает, а курица нет?

Почему обувь не делают из железа?

Проблемная задача.

Проблемную задачу можно условно разделить на две части. В ней есть условие (описание) и есть вопрос?

Например:

— Одна подруга живёт на юге и никогда не видела снега. Другая — живёт на Крайнем севере. Там снег никогда не тает.

Что можно сделать, чтобы подруга, живущая на севере, увидела деревья и цветы, а подруга, живущая на юге, увидела снег и льды. Однако, переезжать они не хотят.

Ещё задача.

— Дети слепили двух одинаковых снеговиков. Один растаял через неделю, а другой стоял до донца зимы.

Почему?

— Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает.

Как ему помочь?

Проблемная ситуация наиболее сложная форма проблемного обучения.

При решении проблемной ситуации возникает состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности. В каждой проблемной ситуации можно выделить её основные компоненты:

— неизвестное, т. е. усваиваемое ребенком новое знание или способ деятельности;

— познавательная деятельность;

— творческие возможности и достигнутый ребёнком уровень знаний.

Практические задания с воспитателями – опыт с шариками из разных материалов

Воспитатель предлагает детям по наклонной доске прокатить шарики из разных материалов (деревянные, пластмассовые, резиновые, стеклянные, металлические). Дети выполняют действия и видят, что все шарики скатываются, а металлические останавливаются посередине доски.

Неизвестное в данном случае – почему только металлический шарик остановился посередине доски.

Возникло противоречие: шарик должен скатиться, но не скатился.

Дети задумываются, пытаются высказать свои предположения. Те, кто не знаком со свойствами магнита – в затруднении.

Далее наступает момент познавательной деятельности. Дети обследуют доску, чтобы найти причину остановки металлических шариков. Проявляют свои творческие способности – что-то предполагают. Если у кого-то уже имеются знания о свойствах магнита, могут правильно разрешить возникшее противоречие без обследования доски. Обследование доски и находка закреплённого с её обратной стороны магнита полностью разрешает возникшее противоречие у всех детей. Такое знакомство со свойствами магнита запомнится лучше всех рассказов взрослых, т. к. основано на эмоциональном восприятии.

Данная проблемная ситуация была специально создана воспитателем, но очень часто проблемные ситуации возникают естественно. В этом случае воспитатель обязан помочь детям увидеть противоречие, несоответствие, замеченное одним ребенком (или несколькими, и включить их в активную поисковую деятельность.

Практическая работа с воспитателями – опытс с металлической крышкой от кастрюли с бортиками

Играя летом с водой на участке, у ребёнка возник вопрос, почему металлическая крышка не тонет. Прежний опыт и знания ребёнка о свойствах материалов идут в противоречие с данным открытием. Ребёнок уже знает, что металлические предметы тяжёлые и в воде тонут.

На примере данной проблемной ситуации рассмотрим алгоритм её решения, состоящий из 5 этапов

постановка проблемы – «Почему металлическая крышка не утонула?»

актуализация знаний детей – «Металл тяжёлый, все предметы, сделанные из металла, в воде тонут»

выдвижение гипотез, предположений – «Эта крышка лёгкая»,

«Крышка лежит на воде, она большая, широкая, поэтому не утонула»…

проверка решения – «Крышку переворачиваем вниз бортиками – она тонет. Бортики держали крышку? (наполняем крышку песком – крышка тонет. Чем же заполнена крышка с бортиками? (воздухом)».

введение в систему знаний – «Воздух позволяет удержать крышку с бортиками на воде, т. к. воздух легче воды»).

Рекомендации по развитию проблемного видения у дошкольников:

• Нацеливайтесь на развитие творческих способностей ребенка, помните, что каждый ребенок талантлив.

• Не раскрывайте истину, а научите ее находить с помощью рассуждений, наводящих вопросов.

• Постоянно открывайте перед детьми «тайну двойного во всем» (в каждом предмете, явлении, факте). «Тайна двойного» — это наличие противоречия в объекте, когда что — то в нем хорошо, а что-то — плохо (например, солнце – это хорошо, потому что светит, греет; но солнце — это и плохо, потому что сушит, жжет).

• Учите детей разрешать противоречия. Используйте игровые или сказочные задачи (например, чтобы перенести воду в решете, надо изменить агрегатное состояние вещества: вода — лед).

• Играйте каждый день. Темы: «Антонимы», «Чем похожи.», «Чем может быть. листок, палочка и т. п.», «Если бы ты превратился в.» (Используйте «Грамматику фантазии» Д. Родари).

• Беседуйте с детьми на исторические темы (например, «История изобретения колеса. карандаша.»).

Рекомендации по стилю общения с детьми

• Выслушивайте каждого желающего.

• Давайте только положительные оценки. Вместо «правильно» лучше говорите «интересно», «необычно», «любопытно», «хорошо».

• Во время бесед идите за логикой ребенка, а не навязывайте своего мнения. Учите детей возражать Вам и друг другу, но возражать аргументированно, предлагая что-то взамен или доказывая.

• Если в группе есть яркий лидер, со временем переключайте его на какую-либо деятельность и беседуйте с детьми уже без него.

• В развитии творческих способностей детей используйте активные формы обучения — групповые дискуссии, мозговой штурм, ролевые игры, групповые и индивидуальные проекты.

Строки детского писателя С. Я. Маршака, написанные много лет назад, как никогда актуальны и в наши дни.

Он взрослых изводил вопросом «почему?»

Его прозвали «маленький философ».

Но только вырос он, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов «почему?»

Задача педагога — не дать угаснуть желанию ребёнка познавать окружающий мир, поднимаясь по интеллектуальной лестнице.

На каждую из ступенек лесенки дошкольник обязательно должен подняться. Если какую — то из них пропустит, то дотянуться до следующей ему будет значительно труднее. Если же он очень быстро побежит по лесенке, значит, эти ступеньки он уже «перерос» — и пусть бежит. Но впереди обязательно появится такая ступенька, перед которой он приостановится. И возможно, что здесь ему надо будет помочь.

Метод проблемного обучении детей дошкольного возраста

Метод проблемного обучении детей дошкольного возраста

В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.

Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас), дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата, упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.

Суть опосредованного обучения — педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников. От педагога требуется умение прогнозировать педагогический процесс, гибкость, мобильность поведения.

Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность — это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка — к другому. Решение проблемной ситуации — итог коллективной работы.

Очевиден нравственный аспект проблемного обучения. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, спорят или соглашаются. Складывается определенный стиль делового сотрудничества, в основе которого — диалог равных партнеров. Задача педагога — руководить сложным ансамблем, где солистом может быть каждый ребенок.

Основная движущая сила проблемного обучения — это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Наиболее эффективны те вопросы, которые требуют установить сходство и различие между предметами и явлениями; активизируют образное мышление детей, воображение; побуждают вскрыть противоречие между сложившимися представлениями и вновь получаемыми знаниями.

Проблемное обучение имеет свои «слабые» стороны, поскольку оно требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы).

Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей с научными фактами, объяснить которые они не могут — не хватает знаний, жизненного опыта.

Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для их заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».

Приемы, методы и средства создания проблемной ситуации:

— подведение детей к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

— изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

— побуждение делать детей сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

— постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

— постановка проблемных задач.

Проблемные ситуации можно моделировать в ходе занятий, сюжетно-ролевых игр, режимных моментов, в процессе формирования знаний о безопасности, развития творческого мышления, общения детей и пр.

Характерные признаки проблемности на занятии:

— Возникает состояние интеллектуального затруднения;

— Возникает противоречивая ситуация;

— Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет, и того, что ему предстоит узнать для решения задачи.

Уровни проблемности в обучении:

  1. Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.

  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находит решение (частично-поисковый метод).

  3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить.

  4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает.

Этапы решения проблемных ситуаций:

  1. Анализ проблемы с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для решения проблемы?»

  2. Процесс решения проблемы путем выдвижения гипотез, идей. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.

  3. Доказательство и проверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью.

Проблемная ситуация №1 для детей старшего дошкольного возраста в ходе занятия на тему: «Фрукты».

Материал: фрукты, вода, соковыжималка, марля, салфетки, чашка.

Ход: Изучая тему «Вода», воспитатель сообщает детям достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек, на две трети состоят из воды.

Затем воспитатель озвучивает проблемную ситуацию: «Путешествуя по пустыне, дети захотели пить. Но с собой оказались только фрукты. Можно ли напиться?»

Дети, посмотрев внимательно на фрукты, выложенные на столе (яблоки, лимон, апельсин), с удивлением спрашивают: «Где же во фруктах вода?».

Педагог внимательно выслушивает все возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении и постепенно подводит детей к мысли: «Что же можно сделать, чтобы убедиться, что во фруктах есть вода?»

Ребята приходят к мысли, что если во фруктах есть вода, то она должна их них вытекать. Чтобы убедиться в этом, надо фрукты отжать через марлю или соковыжималку.

Осуществляем эксперимент. Находим подтверждение идеи.

Проблемная ситуация №2 для детей среднего дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры «Больница»

Материал: атрибуты для игры «Больница», различные игрушки.

Ход: Педагог сообщает детям, что в их больницу пришло новое оборудование. Его нужно распаковать и решить, каким врачам оно нужнее. Педагог достает коробки (посылки) и предлагает детям разобрать игрушки, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на «самые хорошие» игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация: кому достанется та или иная игрушка?

Педагог успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации: «Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много» и предлагает детям для обсудить различные варианты разрешения данной ситуации:

-обосновать, какому врачу данная игрушка (оборудование) нужнее и почему;

-отдать игрушку тому, кто взял ее первым;

-никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;

-играть всем вместе;

-посчитаться;

-играть с игрушкой по очереди;

-отдать игрушку Софии, потому что она самая грустная и др.

Дети вместе с педагогом обсуждают пути возможного решения ситуации, предлагают свои варианты, прислушиваются к мнениям остальных.

Презентация по теме: Технологии проблемного обучения в детском саду

Слайд 1

Технология проблемного обучения в детском саду Материалы подготовлены Шиловской Ольгой Сергеевной ГБДОУ детский сад №53 Красносельского р-на СПб

Слайд 2

Проблемное обучение организованный воспитателем способ взаимодействия детей с проблемно-представленным содержанием обучения , в ходе которого для воспитанников становится возможным не только приобщиться к существующим закономерностям и научным знаниям, но и способам творчески решать представленные противоречия.

Слайд 3

О возникновении методики проблемного обучения Джон Дьюи – философ, педагог. Видел основу обучения не в учебном плане, а в игре и опытной деятельности и труде.

Слайд 4

Структура проблемного обучения

Слайд 5

Проблемная ситуация-ключевой элемент проблемного обучения это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемым требованием.

Слайд 6

Компоненты проблемной ситуации

Слайд 7

Условия для успешного применения проблемного обучения Проблемные ситуации должны отвечать целям формирования системы знаний; Быть доступным для восприятия детьми; Должны вызывать собственную познавательную деятельность и активность; Задания должны быть такими, чтобы ребенок не мог выполнить их опираясь на уже имеющиеся знания, но достаточными для самостоятельного анализа проблемы и нахождения неизвестного.

Слайд 8

Методы проблемного обучения Объяснительно-иллюстративный большая опора излагаемого материала на наглядные формы взаимодействия; Репродуктивный – повторение за воспитателем способа действия или элемента деятельности; Проблемное изложение – присутствие видимого противоречия в знаниях и представлениях, которые уже знакомы детям;; Частично-поисковый – направляемая воспитателем исследовательская деятельность; Исследовательский метод-полностью самостоятельная исследовательская деятельность детей.

Слайд 9

Этапы Деятельность воспитателя Деятельность ребенка I Постановка проблемы Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска. II Актуализация знаний Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. III Выдвижение гипотез — предположений Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы. Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Ведет дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность. IV Проверка решения Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений. V Введение в систему знаний Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Результаты поиска размещает в уголок открытий. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт. Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА деятельности по проблемному обучению дошкольников

Слайд 10

Особенности проблемного обучения Основа проблемного обучения — вопросы и задания, которые предлагают детям. Часто используются вопросы, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. И это вполне закономерно: все в мире человек узнает через сравнение. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, что дает возможность по-новому взглянуть на то, что казалось обычным, хорошо знакомым. Вопросы для сравнения ставятся так, чтобы дети последовательно выделяли сначала признаки различия, потом — сходства.

Слайд 11

Уголки открытий

Слайд 12

Схемы «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе»

Слайд 13

Примеры проблемных ситуаций в младшей группе В гости пришли медведь, лисичка и мышка. Надо их накормить, а мама ушла в магазин. Как мы их накормим? Какую посуду надо взять ? Мышкам очень захотелось съесть сыр, который лежит у спящего кота под лапой. Как мышкам полакомиться сыром и не угодить к коту «на обед»? (в зрительной видимости детей находится маленькая удочка с крючком).

Слайд 14

Еще немного интересных фактов о проблемном обучении… Иногда можно и ошибиться — пусть дети заметят ошибку, поправят. Важно воспитывать у детей интерес к чужому мнению. Не забывайте про шутки! они активизируют мысль, озадачивают детей. Неожиданные занимательные приемы пробуждают их к размышлению. Особенно, такие приемы нужны детям с недостаточной работоспособностью (неусидчивые): они мобилизуют их внимание и волевые усилия .

Слайд 15

Спасибо за внимание!

Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника

Библиографическое описание:

Понамарева Е. В., Пыльненькая Е. А., Булыгина И. В., Гончарова Н. Г. Проблемная ситуация как условие развития познавательной мотивации дошкольника // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 64-68. — URL https://moluch.ru/th/1/archive/63/2354/ (дата обращения: 27.03.2019).



В дошкольном возрасте вся деятельность ребенка подчинена одному — познанию окружающего мира и себя в нем. Для успешной адаптации и самореализации ребенка в обществе, необходимо изменить наш взгляд на сложившуюся систему методов и приемов воспитания. Основная наша задача — подготовить ребенка к жизни в завтрашнем дне, научить его справляться с возникающими проблемами.

Дошкольный возраст — это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для старшего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все дошкольники обладают этим ценным качеством.

Родители, а часто и мы, педагоги, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формированием у него интереса к познанию окружающей действительности. Это традиционный взгляд на проблему. Но в свете новых государственных требований вопрос ставиться по другому: вместо передачи суммы знаний — развитие личности ребенка на основе освоения способов деятельности. То есть мы должны не давать детям знания, а научить их получать эти знания. Поэтому перед нами, взрослыми стоит огромная задача — развить в детях мотивацию к познанию, учению.

В жизни дети часто встречаются с трудностями, но мы, к сожалению, ограждаем детей от них, не давая им возможности самостоятельно подумать. Поэкспериментировать, и наконец, самостоятельно справиться с проблемами. Мы считаем наших детей не достаточно компетентными во многих вопросах, не способными разобраться в проблемах и найти выход из них. Дети привыкают просить помощи, подсказки взрослых, вырастают неготовыми к реалиям жизни. Мы не должны тормозить их способности к развитию познавательного интереса, а наоборот уже с раннего детства необходимо учить детей адекватно оценивать происходящее вокруг, проводить аналогии с ранее пережитым, преобразовывая свой прошлый опыт, делать обобщения, находить новые пути исследования.

Ведь особенность здоровой психики ребенка — познавательная активность. Его любознательность постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своего. Ребенок стремиться к знаниям, а само построение знаний происходит через многочисленные «как?», «зачем?», «почему?» Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Это свойство И. П. Павлов назвал рефлексом «Что такое?», под влиянием которого ребенок обнаруживает новое для себя.

Так как же научить ребенка думать? Очевидно, научить его этому можно лишь вситуации, требующей осмысления. Таковой является проблемная ситуация, скоторой начинается процесс размышления.

Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путем побуждает ребенка к активному поиску новых средств и способов решения задачи, открытию мира, предметов, связей и взаимоотношений. В данном случае нам, взрослым, в этом надо помочь.

Поэтому, основная задача педагогов детского сада заключается в наполнении повседневной жизни детей в группе интересными делами, идеями, проблемами, включение всех детей в содержательную деятельность. Очень важно развить у детей интерес к проблемным ситуациям и желание творчески решать их. Для этого мы должны решать следующие задачи:

− Расширять представления детей об объектах окружающего мира, явлениях действительности и их отношениях;

− Продолжать развивать речь детей: обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную речь, умение давать разные варианты ответов на поставленный вопрос;

− Учить детей находить и объяснять наличие отрицательных и положительных признаков в различных объектах;

− Учить детей находить общее в ситуациях, сравнивать и на этой основе проводить аналогии;

− Учить детей слушать друг друга;

− Развивать умение видеть и принимать проблемную ситуацию, с помощью взрослого и самостоятельно формулировать противоречие и решать его; побуждать к выбору лучшего из предложенных решений.

Известно, что решение проблемных ситуаций дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей.

Рубинштейн С. Л. Говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия», то есть проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс.

Так что же такое проблема?

Проблема— это реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности.

Проблемная ситуация— это состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи или учебной проблемы. Иными словами, проблемная ситуация — это такая ситуация, при которой ребенок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

Развитию мыслительной деятельности у ребенка способствуют проблемные ситуации.

Проблемная ситуация — это задача, которую необходимо решить, основным звеном проблемной ситуации является противоречие. Педагогу важно не упустить момент, помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, которое заметил на занятии один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность.

Что включает в себя проблемная ситуация? Психологи выделяют три основных, характерных компонента:

  1. Неизвестное, новое знание, которое ребенок должен усвоить, разрешая противоречие.

Чем ярче выражено противоречие, тем острее проблемность ситуации. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие; противоречие, которое заметил один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Ценность противоречия в том, что оно воздействует на эмоции, побуждает потребность в познании нового. Эмоция, возникшая в результате столкновения с противоречием, включает в работу мысль.

  1. Познавательная потребность, побуждающая к интеллектуальной деятельности.

Одна из негативных сторон традиционного обучения — угасание интереса к познанию нового. Построенное на сообщении готовых знаний, бесконечном повторении и тренировке, такое обучение способно вытравить из ребенка то, что заложено природой: потребность мышления, открытость новому, любознательность. В развивающем же обучении — грамотная, своевременная постановка проблемы побуждает каждого включиться в поиск неизвестного. Выдвигая гипотезы, принимая активное участие в беседе, организованной педагогом, выполняя его задания, дети самостоятельно открывают новое для себя знание, делают выводы, обобщения.

  1. Творческие возможности идостигнутый уровень знаний.

Необходимо учитывать возможности детей анализировать условия поставленного задания и усваивать новые знания, т. к. слишком трудное и слишком легкое задание не способствует возникновению проблемной ситуации.

Характерные признаки проблемности на занятии, вдеятельности детей:

− Возникает состояние интеллектуального затруднения;

− Возникает противоречивая ситуация;

− Появляется осознание того, что ребенок знает и умеет и того, что ему необходимо узнать для решения задачи.

Существуют четыре уровня проблемности вобучении:

  1. Воспитатель сам ставит проблему и сам решает ее при активном слушании и обсуждении детьми.
  2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решение. Воспитатель направляет детей на самостоятельные поиски путей решения.
  3. Ребенок сам ставит проблему, воспитатель помогает ее решить. У ребенка воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему.
  4. Ребенок сам ставит проблему и сам ее решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребенок должен увидеть ее сам, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы решения.

Проблемная ситуация создается воспитателем с помощью определенных методов иприемов:

− подведение детей к противоречию и побуждение их самим найти способ его разрешения;

− изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

− побуждение делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставление фактов;

− постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

− постановка проблемных задач.

Этапы процесса решения проблемных ситуаций:

  1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний с помощью наводящих вопросов:

− «Что нам надо вспомнить для решения вопроса?»,

− «Что мы можем использовать, из известного нам, для решения проблемы?»

  1. Процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т. е. выдвижение гипотез, поиск ключа, идеи решения. Ребенок ищет решения «во внешних условиях», в различных источниках знаний.
  2. Доказательство ипроверка гипотезы, реализация идей найденного решения. Это означает выполнение некоторых операций, связанных с практической деятельностью

Разберем этапы процесса решения проблемной ситуации на примере.

Ситуация: при чтении сказки или рассказа, дети узнают, что герой заблудился в лесу. Он знает, что найти его смогут только на следующий день. Но ночь ему придется провести в лесу. Ночи очень холодные, можно простыть и заболеть.

Постановка проблемы: как можно помочь герою не замерзнуть ночью?

  1. Анализ (актуализация) имеющихся знаний: с помощью наводящих вопросов.

Дети перечисляют варианты:

− Найти избушку (не нашел)

− Зажечь костер (нет спичек)

− Надеть все теплые вещи (их мало и все равно холодно)

− Сделать шалаш (нет топора)

− Накрыться ветками

− Лечь в теплые камни (камней в лесу нет)

− Бегать, прыгать, быстро шагать (всю ночь не сможешь двигаться, устанешь)

− Улечься в ямку, углубление, свернуться калачиком и др.

Какие варианты подойдут для нашего героя? (дети отбирают варианты)

  1. Решение проблемы: — поиск ответа во внешних условиях.

Можно использовать вариант «домашнее задание» — спрашивают у взрослых, узнают из книг, узнают у друзей.

Очень важно усвоить и неукоснительно соблюдать: дети не принимают новые знания, если они им не понятны и не вписываются в их систему знаний, в сформированную картину мира. А мы не должны стремиться переубедить и навязать им новые знания. Мы должны внимательно выслушать все возражения, предложения и предположения детей, поощрять их за самостоятельность суждений, активность в обсуждении. Таким образом, приучать детей не бояться говорить, допускать ошибки. Не читать нравоучения, не указывать на промахи, ведь это порождает робость. А боязнь допустить ошибку, сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. Важно, чтобы ребенок почувствовал «вкус» к получению новых неожиданных сведений.

  1. Доказательство ипроверка гипотезы, реализация идей найденного решения.

Что мы можем сделать, чтобы убедиться в этом?

− Надеть теплую кофту

− Накрыться «ветками»

− Лечь в коробку (проверить защищает ли она от холода)

− Свернуться калачиком

− Попрыгать.

  1. Рефлексия.

− Какую задачу мы с вами решали? (как не замерзнуть ночью)

− Как мы решили проблему? (придумали разные способы)

− Какой совет можно дать герою? (не ходить одному; брать с собой компас; серьезно готовиться к походу в лес — брать все необходимые вещи спички, фонарь, продукты, теплую одежду и т. д.).

Ситуации бывают разные и иногда в ходе решения проблемной ситуации возникает противоречие.

Так, изучая тему «Вода», мы сообщили детям достоверные научные знания о том, что все живые организмы, в том числе растения, животные и человек на 2/3 состоят из воды. Посмотрев внимательно на комнатные растения, овощи, выложенные на столе, дети с удивлением спрашивают: «Где же вода?»

Суть в том, что жизненный опыт ребенка сталкивается с научными знаниями, которые ему кажутся неправильными в силу того, что не соответствуют его жизненным представлениям и опыту, ранее усвоенному. Возникает противоречие.

Дошкольник не принимает новое знание, которое не вписывается в систему его знаний, в сформировавшуюся картину мира.

Да и педагог не стремиться его переубедить (в этом принципиальное отличие от проблемного обучения). Он внимательно выслушивает его возражения, поощряет за самостоятельность суждений, активность в обсуждении, что очень важно: выслушать все, подчеркиваем все предположения детей, поблагодарить за активное участие и постепенно подвести к мысли «Что же можно сделать, чтобы убедиться в этом?» (Что бы убедиться в том, что овощи или фрукты состоят на 2/3 из воды, надо отжать их через марлю или соковыжималку).

Человек, как считаетС.Л.Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.

Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Ведь это порождает робость. Как считает А. М. Матюшин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему — он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Мы не должны забывать, что проблемные ситуации используются не только на занятиях по «Познанию мира», но и на математике, развитии речи, грамоте, конструировании. То есть педагоги должны творчески подходить к процессу развития ребенка на занятиях и во всех других видах деятельности.

Для того чтобы правильно поставить и успешно разрешить проблему, необходимо разделять деятельность педагога и ребенка.

П (можно спросить аудиторию «как вы думаете, что входит в деятельность педагога?», выслушать ответ и добавить то, что не назвали) – деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Р— (каковы действия ребенка?) деятельность ребенка включает в себя «принятие» проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы решения проблемных ситуаций, учитывающие степень самостоятельности детей и меру помощи взрослого.

Это могут быть:

  1. Система вопросов, переформулирование условий задачи;
  2. Наводящая задача, или задача-подсказка;
  3. Цепочка наводящих задач;
  4. Готовый вариант решения.

За основу построения проблемной ситуации можно использовать алгоритм, разработанныйН.Н.Хоменко иТ.А.Сидорчук.

Шаг № 1.Обсуждение проблемного поля, из которого формируется задача.

Шаг № 2. Формулировка задачи (составляется в занимательной для ребенка форме), вопросы: «Как быть?», «Что делать?» (выслушивание вариантов ответов без оценки решения, поощрение самых необычных).

Шаг № 3. Формулировка противоречия.

Шаг № 4. ИКР (идеальный конечный результат) — сам объект решает задачу, используя свои ресурсы.

Шаг № 5. Обследование ресурсов объектов для решения противоречия.

Шаг № 6. Формулировка подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

Шаг № 7. Рефлексия: «Что делали?», «Как?», «Зачем?»

На первом этапе можно использовать в работе с детьми проблемные ситуации, составленные Леновой Е.И, Бронниковой Н. С., Смельцовой О. А.

Когда усвоиться алгоритм решения творческих задач и последовательность диалога с детьми, можно составлять проблемные ситуации самим, привлекать коллег по работе, родителей для создания копилки ситуаций.

Проблемные ситуации подбираются таким образом, чтобы они были понятны и знакомы детям, связаны с программой и временем года. «Как полить цветы без лейки?», «Во что собрать грибы в лесу, если нет корзины», «Надо расчистить дорогу от снега, а лопаты нет», «Нужно слепить снеговика, а снега мало», «Как построить гараж для машинки», «Как играть в песок без совка» и другие.

Сказочные ситуации нужно брать из знакомых для ребят сказок: «Как козлятам не пустить волка в дом?», «Как Маше не заблудиться в лесу?»

В самом начале работы по решению творческих задач возникает необходимость проведения предварительной работы, «введение детей в проблему» с целью выявления закрепления и обогащения имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации. от этого в большой степени зависит «успешность» решения проблемы. В предварительную работу можно включить чтение книг, рассматривание иллюстраций, картин, наблюдения, беседы с детьми, экспериментирование, рисование, лепку, конструирование, подвижные игры и т. д.

Для решения любой проблемной ситуации, необходим весь арсенал методов, приемов, в том числе педагогических технологий.

Технология — совокупность методов и приемов, в каком-либо мастерстве или искусстве.

Педагогическая технология — специальный набор методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств, она (пед техн.) есть организационно-методический инструмент педагогического процесса.

Технология развивающего обучения (В. Н. Венгер) — ориентирует на зону ближайшего развития, что помогает формированию творческого потенциала ребенка, побуждает детей к поиску самостоятельных решений, развивает познавательный интерес.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр образовательной системы развитие всех качеств личности. Я считаю, что такой подход обращает меня к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Личностный подход включает формирование у ребенка положительной Я — концепции. Для этого, в первую очередь, необходимо видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать ее, верить в нее. «Все дети талантливы» — вот мое убеждение!

Задача педагога: создать каждому ребенку ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы пребывание в детском саду приносило радость.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельным направлением выделяются гуманно-личностные технологии. Они направлены на оказание помощи ребенку, понимания, умения встать на место ребенка, разделив с ним его видение мира, а потом познакомить его с миром, как его видят и понимают взрослые.

Технология проектирования. Этот метод хорош тем, что позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний. Мы с детьми в течение этого года работали над следующими проектами: «Праздник Сеньора Помидора», «От ниточки до рубашки», «Моя республика», «Сто тысяч почему», «Этой сказки волшебство».

Исследовательские технологии помогают детям узнать мир самостоятельно, с помощью опытнической и экспериментальной работы. У нас в группе существует «мини-лаборатория», оснащенная необходимым оборудованием — это увеличительные стекла, различные емкости, мерки для сыпучих материалов, разнообразные палочки, трубочки, лупы, фартуки для работы и многое другое. Дети, очень любя такие занятия, ведь на них они знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы

Технология проблемного обучения.

Я учу детей творчески мыслить, видеть проблему, выдвигать гипотезы для решения этой проблемы, находить самостоятельные пути решения, делать выводы и заключения.

Информационные технологии, использование компьютера для обучения детей. Я использую на занятиях мультимедийные презентации. Появление дидактической информации на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес; движение, звук, анимация надолго привлекают внимание ребенка. Использование мультимедийных презентаций, анимации в свободной деятельности с дошкольниками позволяет вывести мою деятельность как педагога, на новый качественный уровень.

Использование игровых методов и приемов помогает с интересом, непринужденно давать детям определенные знания и умения. И иначе в дошкольном возрасте нельзя, ведь игра это основной вид деятельности дошкольника.

Наша задача как педагогов состоит в том, чтобы через игру научить детей думать, реализовать свои потенциальные возможности, творческие проявления и развитие личности. Поэтому главным девизом можно взять следующие слова:

«Стремись учить не всему, аглавному, не сумме знаний, ацелостному их пониманию, не столько дать максимум информации, сколько научить ориентироваться вее потоке»

Литература:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. // Собр. соч. Т. 2. М., 1983.
  2. «Дошкольное воспитание» № 5, 98, с.78; № 1, 2007, с. 19
  3. Сидорчик Т. А. Программа формирования творческих способностей дошкольников. Пособие для педагогов детских дошкольных учреждений. — Обнинск: ООО «Росток», 1998.
  4. Сергей Леонидович Рубинштейн Под редакцией К. А. Абульхановой, М.: РОССПЭН, 2010 г.
  5. Ушакова О. С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. — М.: изд. РАО, 1994.
  6. Хоменко Н. Н. Основы теории сильного мышления. Материалы к семинару по ТРИЗ. Минск. 1997.
  7. Эльконин Д. Б. Психология и педагогика игры дошкольника. — М.: Педагогика, 1983.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, проблемная ситуация, проблема, знание, ситуация, противоречие, задача, дошкольный возраст, деятельность педагога, окружающий мир.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *