0

Первый храм на руси

Каменные постройки на Руси

С XI века, после крещения Руси, паралельно с деревянным, начинает распространяться и каменное строительство. Сначала этот процесс шел очень медленно, но в последующие столетия он заметно ускорялся. В деревянных городах начинают строиться каменные церкви и дворцы, а позже, с XVII века — богатые жилые дома. С XIV века из камня возводятся и оборонительные стены городов. Самые ранние монументальные сооружения относятся к эпохе Киевской Руси, за ними следуют замечательные памятники архитектуры Владимира, Суздаля, Новгорода и Пскова и, наконец, величавые соборы и дворцовые комплексы Москвы — собирательницы русских земель.

В каменном светском строительстве, в жилых и дворцовых постройках преобладали асимметричные и очень живописные решения. Сложные сооружения, такие, как дворцы — Большой Кремлевский Ивана III и другие складывались из ряда простых объемов — палат, соединяемых переходами и галереями, в чем просматривается наследие деревянных построек.

В культовом каменном строительстве на века утвердился тип кубического храма, внутреннее пространство которого определялось наличием параллельных нефов с четырьмя, шестью и большим числом опорных крещатых столбов, поддерживающих своды и купола (от одного до пяти куполов). Хотя русские церкви того времени были построены по единому образцу, они были разнообразны по размерам, объемным формам и средствам декоративной обработки. Большинство сооружений до XVI века включительно отличается органичностью и единством объемной композиции и конструктивного решения, их внутренняя структура четко и последовательно выражается во внешних формах.

Однако каменные шатровые храмы являлись все же исключением. Большинство строившихся в XVI и XVII веках церквей возводилось в основном типе кубических сооружений — одноглавых или пятиглавых с куполами луковичной формы. Преобладали церкви средних и небольших размеров. Нередко закомары, отрезаемые карнизом от основной части стены, дополнялись в этих сооружениях вторым и третьим рядами арочек меньших размеров. Благодаря этому церковь в завершающей своей части представляла как бы пирамиду, служившую основанием куполу. К основному объему церкви нередко с западной входной части примыкала низкая и широкая пристройка, перекрытая на два ската,— трапезная. К ней, в свою очередь, примыкала колокольня.

В 989 году великий князь Владимир начал монументальное каменное строительство. С помощью византийских мастеров возводится соборный храм Успения Богородицы (закончен в 996 году). Понимая идеологическое значение первого каменного храма для Киева, князь выделил 1/10 часть своих доходов на его устроение в связи с чем церковь получила наименование Десятинной. За образец была принята церковь Богоматери Большого Императорского дворца в Константинополе, именуемая Фаросской. Современники называли ее храмом, красотой превосходящим Соломонов храм. В 1240 году храм был полностью разрушен армиями Батыя. Изучая остатки фундаментов, мы можем сказать, что это была трехнефная крестово-купольная постройка с сильно развитой западной частью. Позднее с севера и юга к ней были пристроены галереи. Возведена церковь была из плоского кирпича плинфы светло-желтого цвета и очень тонкого — 2,5-3 см. Внутренний вид Десятинной церкви поражал киевлян сложной многоплановой организацией пространства, не свойственной деревянным храмам и богатством отделки. При раскопках были найдены мраморные резные детали, фрагменты мозаичного пола, осколки керамических плиток, покрытых глазурью, куски штукатурки с фресковой росписью. Все это позволяет утверждать, что по богатству отделки Десятинная церковь не уступала византийским храмам.

Самый древний из дошедших до нас в своем былом облике храм Киевской Руси — это

Спасо — Преображенский собор в Чернигове. Заложен он был в середине XI века по приказу князя Мстислава Владимировича, сына равноапостольного Владимира Святославовича. Построен из плинфы с вкраплением необработанного камня. Кирпичи образовывали полосы на поверхности стены, благодаря «утопленным рядам», покрытым розоватым раствором. Стены тогда не штукатурили, и такой прием придавал храму, помимо нарядности, неповторимую легкость. В своей основе храм был пятиглавый типа вписанного креста с развитой алтарной частью и нартексом — притвором. Из-за него храм получился вытянутым, прямоугольным.

Одни из самых красивых элементов архитектуры Спасо-Преображенского собора — тройные аркады, расположенные в двух ярусах подкупольного квадрата между боковыми столбами. Сами аркады — очень древний архитектурный прием, встречающийся в Византии с пятого века. В нижних аркадах были использованы необычные для Руси византийские колонны. Нигде более на Руси так не ощущается мудрое наследие Византии, как в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *