0

Отделка изделий из древесины

Отделка изделий из древесины

Отделка изделий из древесины – это создание на их поверхности защитного декоративного покрытия для улучшения внешнего вида изделий и защиты их от влияния окружающей среды (воздуха, влаги, света и т.п.). Существуют следующие виды отделки древесных изделий: прозрачная, непрозрачная и специальная. При прозрачной отделке на древесину наносят защитную декоративную прозрачную пленку; при этом текстура и цвет древесины сохраняются, а во многих случаях даже становятся еще более выразительными. Для такого вида отделки используют глянцевые или матовые лаки, синтетические пленки и т. п.

Рис. 123. Внутренняя отделка жилых помещений декоративной росписью

Рис. 124. Кисти для нанесения лакокрасочных материалов

При непрозрачной отделке защитная пленка непрозрачна и полностью закрывает текстуру и цвет древесины. Непрозрачную отделку осуществляют пигментированными красками (масляными, эмалевыми и т. п.) по древесине малоценных пород. К специальной (декоративной) отделке принадлежат позолота, бронзирование, выжигание, роспись, резьба и т. п. Специальные виды отделки применяют в небольших производствах с художественным уклоном. Лакокрасочные материалы наносят на поверхность вручную кистями (рис. 124), а механизированно – распылением, наливом, погружением изделия.

Для всех видов внешней отделки поверхность древесины должна быть хорошо подготовленной. Подготовка заключается в окончательном выравнивании и зачищении поверхности. Сначала ее шлифуют вдоль волокон шлифовальной шкуркой № 100 с помощью шлифка. Шлифок помогает устранить небольшие неровности на поверхности заготовки. Окончательное зачищение выполняют мелкозернистой шлифовальной шкуркой № 140…160.

Рис. 125. Приемы нанесения лакокрасочного покрытия: а – направления нанесения; б – положение кисти при лакировании (окрашивании); в – положение руки при лакировании (окрашивании) кистью

Рис. 126. Виды росписи: а – петриковская; б – яворивская; в – гуцульская

Лакокрасочные материалы наносят кистями на поверхность два или три раза, в зависимости от требуемого качества отделки. Приемы нанесения лакокрасочных покрытий показаны на рисунке 125. Сначала лакокрасочное покрытие наносят поперек, а потом разравнивают вдоль волокон. После каждого нанесенного слоя лакокрасочную пленку просушивают и шлифуют мелкозернистой шлифовальной шкуркой. Последний слой не шлифуется. Вся поверхность изделия после лакирования (окрашивания) должна иметь одинаковый ровный блеск.

Отделку лаками и красками производят в хорошо проветриваемом помещении. В школьных мастерских следует пользоваться только водорастворимыми лаками и красками. После отделки кисти нужно вымыть с мылом в проточной воде, высушить и хранить в отведенном месте.

68.Основы технологии изготовления деревянных конструкций.

Технологический процесс изготовления деревянных конструкций включает: заготовка пиломатериала; сушка древесины до нормативной влажности; сортировка по природным порокам и технологическим дефектам; механическая обработка; нанесение защитных покрытий; сборка конструкций.

Лесопиление.

На лесопильные предприятия поступают хлысты- стволы срубленного дерева без корней и сучьев. Длина бревен от 3 до 6,5 м с градацией через 0,5 м. Могут изготовляться и большей длины. Сбег характеризует увеличение толщины бревна по длине и в среднем на 1 м длины составляет 0,8 см. Сортименты, используемые для получения шпал, шпона, разонансного пиломатериала и т.п., называют кряжами. Балансы-круглые сортименты для переработки на целлулозу и древесную массу. От обьема бревен в среднем получают 55% досок, 3% обаполы( подгорбыльной части бревен), 20,5% технологической щепы, 10% опилок.

Пиломатериалы хранят в штабелях 2*6,5 м, высотой 2,5…5м под навесами или в закрытых складах с хорошей проветриваемостью.

Атмосферная сушка. На открытом воздухе, доски укладывают с зазорами( на прокладках), обеспечивающими проветривание штабеля. Продолжительность сушки: для досок толщиной 30…50 мм-10…16 дней при высушивание ло конечной влажности 30% и 20…40 дней-до 20%.

Камерная сушка.в сушильных камерах.( повышенная температура и циркуляция нагретого воздуха), удаление влаги с древесины начин. с наружных слоев, поэтому влажность остается неравномерной по длине досок до самого конца процесса сушки. Перед механич. обработкой доски трое суток сохран-ся в помещение при 16-220С и влажностью воздуха 60-70% с целью выравнивания влажности по сечению.

Механическая обработка и стыкование досок осуществляется автоматизированным способом. Приведена на рис.1.

Приготовление клея. В клеесмесителях, компоненты смешив-ся в той последовательности, в которой они указаны в рецептурной таблице.

Нанесение клея на обе пласти доски используют клеевые вальцы.

Запрессовка заключается в том , что по мере нанесения клея на склеиваемые поверхности заготовки накладывают одну на другую, соблюдая при этом требуемое расположение по высоте сечения досок соответствующей категории.После того. Как набран необходимой пакет высоты, к нему прикладывают давление, с тем, чтобы обеспечить необходимый плотный прежим склеиваемых поверхностей по всей площади. Для прямых клеедеревянных элементов давление 0,3…0,5 МПа, для криволинейных- 0,8…1 МПа. Запрессовку пакета досок происходит в винтовых или гидравлических прессах. Продолжительность действия давления 8…30ч. Время выдержки изделия под давлением может быть сокращено за счет нагрева, благодаря которому ускоряется процесс отвержения клея.

Выдержка заключается в том, что после расспресовки клееные блоки выдерживают в условиях цеха еще 3 суток.

Отделка включает фрезирование на рейсмусовых станках боковых поверхностей для удаления неровностей, вызванных смещением кромок соседних досок в пакете, а также для снятия подтеков. Отделка готового элемента завершается окраской за два раза водостойкой эмалью.

Контроль прочности материалов производят путем испытания малых стандартных образцов, форма и размеры которых устанавливаются ГОСТом и другими документами.

Контроль готовых конструкций включает внешний осмотр и обмер с целью оценки качества и соответствия проекту и механическим испытаниям до разрушения.

Механ. Испытаниям подвергают не всю конструкцию, а лишь элемент( полураму, полуарку). Балки и панели испытывают целиком.

Лессирующая отделка

При отделке изделий из натуральной древесины, а так же шпонированных деталей наибольшее распространение получила лессирующая отделка (иногда ее так же называют: прозрачная, полупрозрачная, тонированная). Данная отделка позволяет не только не скрывать натуральный природный материал-древесину, но и выгодно подчеркнуть и облагородить текстуру. В результате такой отделки получается покрытие, с видимой текстурой древесины.

Существуют 2 основных варианта получения такой отделки:

  1. Тонирование древесины специальными тонирующими составами с последующим нанесением прозрачного лакового слоя (Тонирующие составы или байцы (от die Beize (нем.) — травильный раствор, краситель для древесины, морилка) издавна использовались при обработке древесины для ее окраски и облагораживания. Текстура древесины при этом не скрывается, а скорее, проявляется и выгодно подчеркивается.
  2. Окраска тонированным (лазурным) лаком, в который добавлены соответствующие компоненты, придающие лаку нужный цветовой тон.

Технология отделки тонирующими составами широко используются в промышленном и ремесленном производстве мебели для жилых комнат и кухонь, паркета и деревянных лестниц, межкомнатных дверей (является «классической» в отделке вышеперечисленных изделий). Данный вид отделки имеет огромное множество вариантов цветовых решений, и при этом возможно достижение различных эффектов морения, как например, можно подчеркивать рисунок годовых колец хвойных пород (позитивный эффект) и пор крупно-пористых пород древесины (рустикальный эффект), выравнивать разнооттеночность древесины. Кроме того, позволяет добиться наиболее равномерного нанесения тонирующего состава, тем самым, равномерности окраски.

Технология отделки лазурными лаками менее широко используется в промышленном и ремесленном производстве при отделке дверей, лестниц, мебели. При данном методе отделки зачастую достигается получение менее равномерной окраски, чем в 1-м случае. Это связано с тем, что чем больше толщина лакового слоя, тем более насыщенный будет тон лаковой пленки. Особенно это проявляется при использовании более темных тонов. Наиболее широко данная технология распространена в отделке деревянных окон, где профессиональная система отделки включает в себя нанесение тонированного лака. Возможны следующие варианты изготовления лазурных лаков с нужным цветовым тоном:

  • Добавление пигментов дозатором (на соответствующем колеровочном оборудовании)
  • Добавление концентратов в лак непосредственно на производстве (как правило, в количествах 2-5%).

Укрывная отделка

При данном виде отделки получается полностью непрозрачное покрытие, в результате нанесения на поверхность древесины пигментированных непрозрачных материалов, которое полностью скрывающее текстуру и цвет древесины. В связи с этим непрозрачная отделка применяется в основном для отделки изделий из недорогих пород, ДСП или ДВП, рисунок поверхности которых не отличается оригинальностью и ценностью.

Одним из основных показателей, оценивающих экономичность пигментированных ЛКМ, применяемых для непрозрачной отделки является укрывистость. В ГОСТ 8784-75 «Материалы лакокрасочные методы определения укрывистости» дано следующее определение: «за укрывистость принимают способность лакокрасочного материала делать невидимым цвет или цветовые различия окрашиваемой поверхности». Измеряется укрывистость в г/м2. Так же в ГОСТ 8784-75 даны методы поределения урывистости. Другими словами укрывистость показывает количество пигментированного ЛКМ (в г/м2), которое необходимо нанести, чтобы сделать подложку невидимой. Чем данный показатель ниже, тем более укрывистый материал (т.е. требуется меньшее количество в граммах для получения непрозрачного покрытия). Одним из основных факторов, влияющих на укрывистость ЛКМ, является укрывистость пигментов, входящих в рецептуру. Так как различные пигменты обладают различной укрывистостью, то и пигментированные материалы (эмали и краски) различных цветов значительно отличаются по данному показателю. Для снижения расхода финишного материала (эмали), а так же для исключения образования дефектов при обработке («прошлифовки») могут применяться так же и пигментированные грунты.

Заказ цвета материалов для непрозрачной отделки осуществляется по каталогам: RAL; NCS S и т.д.

>Вклад участников

Макаров Алексей

Старинные рецепты обработки древесины. Рецепты дешёвых и прочных красок для деревянных поверхностей

Здравия желаю читателям Из-дерева-своими-руками!

Давайте рассмотрим некоторые варианты обработки древесины натуральными веществами, что может очень пригодиться в отсутствии специальных средств.

Льняное масло

Обработка льняным маслом — это классический метод для обработки таких типов древесины как берёза с целью достижения долговечной, прочной и влагоустойчивой поверхности. Возможны варианты:

1. Сырое льняное масло, неразбавленная масленная олифа.

Пример применения: рукоятку ножа ( или иное изделие) нужно на несколько дней поместить в льняное масло.

Для этого нож можно поместить в банку с накручиваюшейся крышкой с тонкой щелью для клинка, которая после помещения в него ножа должно быть герметично закупорена.

Когда деревесина черена пропитается насквозь, ее необходимо обтереть гладкой сухой ветошью. После этого несколько недель дать полностью просохнуть. При испарении масла происходит окисление и плимеризация поверхности, которая по истечению некоторого времени становится прочной и упругой.

2. Льняное масло, разбавленное наполовину скипидаром.
Жидкость, приготовленная из льняного масла настоящего природного терпентина ( не применять заменители!) в пропорции 1 к 1.

Терпентином издавна называют

смолистые выделения из ран, нанесенных деревьям. Теперь это вещество обычно называют живицей.

При помощи терпентина время просушки дерева и окисления масла сокращается.
Применение: (см. 1). Срок просушки составляет 1-2 недели.

3. Льняное масло с дёгтем.

Добавка 50% дёгтя придаёт дереву красно-коричневый оттенок. (применять см. 1)
Использовать только натуральный дёготь, после применения остатки масла тщательно обтереть мягкой и гладкой ветошью.

ВНИМАНИЕ: При пользовании льняным маслом существует опасность самовозгорания тряпок, пропитанных льняным раствором. Поэтому выбрасывать с особой осторожностью, чтобы не привести к возгоранию!

Деревянные изделия можно вощить, вот один из рецептов лака:

воск — 100 частей
канифоль — 25 частей
скипидар 50 частей (части указаны по весу) .

Канифоль и воск измельчить и расплавить, перемешать, затем снять c огня и влить скипидар, тщательно перемешать. Рецепты покрытий различные и здесь можно и нужно пробовать различные составы. Ещё способ такого народного лака — канифоль, растворённая в скипидаре.

Старинные рецепты дешёвых и прочных красок для деревянных поверхностей

Творожно-известковая

Равные количества свежего творога и гашеной извести тщательно разминают. Образуется белая, быстро сохнущая жидкость.
Ее необходимо употреблять в дело в тот же день, потому что она быстро портится.

К этому составу можно примешивать охру и некоторые другие краски. При этом необходимо употреблять как можно меньше воды, так как она отрицательно влияет на прочность.

Краска сохнет очень быстро и не оставляет ни малейшего запаха. Поэтому можно покрывать поверхность двумя слоями в один день.

Для придания окраске большей прочности, после нанесения двух слоев ее полируют кусками грубого сукна.

Крахмально-малярная

Из 10 весовых частей пшеничного крахмала, залитого холодной водой, получают состав, по консистенции напоминающий густую сметану.

Постоянно помешивая, добавляют кипяток до образования состава желаемой густоты. Для большей прочности к теплому клейстеру можно добавить 1 часть квасцов или буры.

Для приготовления краски в еще горячий клейстер добавляют цинковые белила и любую цветную краску, растительную или минеральную.

Затем растворяют в воде хлористый цинк и добавляют к нему небольшое количество винно-каменной кислоты.

Перед употреблением смешивают с этим раствором первую смесь. Количество материала и пропорции большого значения не имеют. Краска наносится обычным способом. Она малогорюча, не боится сырости и холодной воды, но горячей водой с мылом может быть смыта.

Картофельная краска

Берут 1 килограмм картофеля и варят его. Очищают от кожуры, пока он еще горяч, заливают 4 большими кружками воды. После этого надлежит размять все в кашу и протереть сквозь сито, чтобы не осталось комков. Добавить 1,5 килограмма мела в порошке, который предварительно разводят в 4 кружках воды. В результате получится около 8 кружек сероватой прочной хорошо кроющей и очень дешевой краски.

Все эти краски опробованы и дают отличные результаты.

Обработка деревянных и других изделий

1. Для того, чтобы деревянное изделие не растрескивалось и не крошилось на кусочки, его вываривали в течение 1-2 часов в растворе зольной щёлочи.
После этого высушивали, и, если требовалось, продолжали обработку более тонких деталей.

Зольная щёлочь — это стародавний рецепт наших предков, использовавшийся и для стирки тканных изделий, и для обработки деревянных изделий.

Делается щёлочь просто — сжигаются дрова (лучше всего берёза) до состояния белого пепла (золы). Пепел (зола) заливается водой, в которую, в ходе вымачивания, переходят все щелочные группы веществ. После этого осадок можно использовать на удобрения для почвы (он не опасен для растений, поскольку не содержит «мыла»), а воду — для стирки или для обработки древесных изделий.

2. В крепком отваре измельчённой дубовой коры наши предки либо кипятили (пару часов), либо вымачивали (сутки) изделия не только из дерева, но и всякие плетёные — из лыка, льна, конопли, тростника… Дубильные вещества укрепляли изделие настолько, что, например, канаты и веревки повышали свою прочность на порядок.

Оцени, пожалуйста, этот пост:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *