0

Методическая разработка по музыке

Методическая разработка по музыке на тему: Методические материалы к уроку музыки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск»

Методические материалы

по предмету «Музыка»

учителя музыки

высшей квалификационной категории

Степановой Юлии Александровны

Алгоритм выполнения

Творческого Домашнего Задания:

  1. Поиск литературы в школьной библиотеке, в компьютере
  2. Работа с книгой – поиск статей по оглавлению
  3. Работа со статьей: прочитать, выбрать главную и интересную информацию, составить конспект или, сделав ксерокопию, подчеркнуть основные моменты карандашом.
  4. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст.
  5. Оформить работу в соответствии с требованиями.
  6. Подготовить устное выступление (краткий пересказ).

Памятка для создания «портфолио» (комплект различных творческих, исследовательских, проектных работ ученика, участие в конкурсах, достижения…)

(разработана с использованием материалов статьи Новиковой Т. «Папка учебных достижений «портфолио» в журнале «Директор школы»,№8, 2004; учебного пособия «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования» П/ред. Е.С. Полат. — М.: Высшее образование. 2001)

  1. афиша изученных песен;
  2. список прослушанных произведений;
  3. вопросник к теме четверти, доклад, сообщение, реферат, оформленные письменно;
  4. проектная работа или компьютерная презентация по проблеме, вытекающей из темы четверти или полугодия;
  5. творческая работа на любимое произведение – эссе, стихотворение, рисунок или музыковедческий анализ;
  6. самоанализ с самооценкой (включает описание об участии в работе музыкального кружка или музыкальной школы, выступления в различных школьных мероприятиях за истекший период…).

Памятка для написания исследовательской работы

  1. Постановка проблемы;
  2. Определение объекта исследования (биография композитора, история создания произведения, ее творческий путь, социологический опрос сверстников на актуальную тему…);
  3. Выявление предмета исследования (вопросы анализа, этапы биографии, эпоха написания…);
  4. Презентация исследовательской работы в виде альбома, компьютерной презентации , альманаха, доклада…

Порядок оформления исследовательской работы

  1. Тема исследовательской работы (включает название произведения и его автора, проблемы, рассматриваемой в исследовании)
  2. Данные об эпохе написания произведения, определение направления искусства, к которой относится творчество данного композитора (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм, реализм, неоклассицизм, авангардизм…)
  3. Творчество композитора, роль данного произведения в его творчестве.
  4. Целостный анализ произведения.
  5. Творческая работа (рисунок, стихотворение, эссе, рассказ…)
  6. Выводы по исследованию.

Примечание: работа может выполняться как индивидуально, так и в группе (не более 3 человек); работа может быть оформлена в файл – листах, в виде буклета, газеты, «раскладушки», альбома.

Схема анализа средств музыкальной выразительности

средство

Жанр

опера, балет, симфония, концерт, увертюра, миниатюра, песня…

Состав исполнителей

оркестр (симфонический, струнный, духовой…), хор, ансамбль, солист…

Нюансы

громко, не громко, тихо, затихая, усиливая звук

Форма

по схеме

Механизм преодоления трудностей по включению каждого учащегося в учебную деятельность

Муз.деятельность во время слушания музыки

Трудности, встречающиеся в традиционной практике

Их решение в опыте

Размышления о музыке

В обсуждении принимает участие несколько школьников

В виде тезисов все учащиеся передают свои впечатления

Сравнение и обобщение музыкальных впечатлений

Аналитическая деятельность после слушания

Аналитическая деятельность во время слушания, творческие домашние задания

Создание и решение проблем, связанных с историей создания произведений и творчеством композиторов

В обсуждении принимает участие несколько школьников

Все учащиеся выполняют исследования, создают «Портфель ученика» и т.д.

Схема определения музыкальной формы

Сонатное allegro

Схема анализа элементов музыкальной речи

Элемент музыкальной речи

Виды элементов музыкальной речи

Приемы определения элементов музыкальной речи

интонация

Интонация – призыв, интонация – стон, интонация – вопрос, восклицание, повествование…

Сравнить с интонацией разговорной речи: задать вопрос, воскликнуть, сказать спокойно, простонать…

ритм

Пунктирный, ровный, маршевый, вальсовый…

Прохлопать мелодию ладонью по столу, изобразить «сердцебиение» музыки

темп

Медленный, умеренный, медленный

Отстукивать ногой основные доли, как бы шагая под музыку

звуковедение

Волнообразное, скачкообразное, поступенное, на одной ноте…

Нарисовать карандашом в тетради линию движения, повторяющую движение мелодии

штрихи

Отрывисто, связно, не связно

Представить движения кисти художника, накладывающего краски на холст (можно изобразить эти движения карандашом в тетради)

лад

Мажор (светлый)

Минор (темный)

Соотнести с цветовой окраской

Виды деятельности на уроке

Музыкально-творческая деятельность во время слушания музыки

Трудности, встречающиеся в традиционной практике

Их решение в опыте

Размышления о музыке

В обсуждении принимает участие несколько школьников

В виде тезисов все учащиеся передают свои впечатления

Сравнение и обобщение музыкальных впечатлений

Аналитическая деятельность после слушания

Аналитическая деятельность во время слушания, творческие домашние задания

Создание и решение проблем, связанных с историей создания произведений и творчеством композиторов

В обсуждении принимает участие несколько школьников

Все учащиеся выполняют исследования, создают «Портфель ученика» и т.д.

Этапы учебно-воспитательной работы

Музыкальная викторина для учащихся начальных классов

В викторине участвуют две команды, которым заранее предлагается продумать свое название, выбрать девиз и капитана.

Конкурс 1. «Угадай мелодию»

задача узнать песню, подхватить ее и пропеть один куплет.

1. «Вместе весело шагать» (муз. В.Шаинского).

2. «Не дразните собак» (муз. Е.Птичкина).

3. «Золотая свадьба» (муз. Р.Паулса).

4. «Крылатые качели» (муз. Е.Крылатова).

Конкурс 2. «Найди «лишнее» слово»

На доске записаны слова, найдите лишнее.(например)

1. Скрипка, труба, гитара, балалайка.

2. Смычок, струны, дирижерская палочка, клавиши.

Конкурс 3. «Загадки»

У какого инструмента

Есть и струны, и педаль?

Что же это? Несомненно,

Это звонкий наш…

(Рояль.)

Он по виду брат баяна,

Где веселье, там и он.

Я подсказывать не стану,

Всем знаком…

(Аккордеон.)

Громче флейты,

Громче скрипок,

Громче труб наш великан:

Он ритмичен, он отличен –

Наш веселый…

(Барабан.)

Приложил к губам я трубку,

Полилась по лесу трель,

Инструмент тот очень хрупкий,

Называется…

(Свирель.)

Конкурс 4. «Три кита»

Вы знаете, что вся музыка строится на трех китах: песня, танец, марш. Вопрос команде: какой «кит» в этой музыке?

1. Е.Дога. «Вальс» из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь».

2. В.Моцарт. «Колыбельная».

3. М.Глинка. «Полька».

4. П.Чайковский. «Mapш деревянных солдатиков».

Конкурс 5. «На лучшего знатока нот»

Задача – прочитать то, что написано на нотном стане и рядом с ним буквами( составить слово из ребуса).

Конкурс 6. «Музыкальные слова»

Для участия в этом конкурсе вам достаточно знать названия нот, составляющих всем известную гамму: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

1. Назовите животное, в названии которого есть нота «ре». (Черепаха.)

2. Назовите растение, в названии которого есть нота «соль» и еще одна нота. (Фасоль.)

3. Назовите птицу и цветок, в названиях которых есть нота «си». (Синица, сирень.)

4. Назовите птицу и растение, в названиях которых есть нота «до». (Удод, подорожник.)

Конкурс 7. «Мульти-пульти»

Вы услышите отрывки из песен, которые звучали в мультфильмах. Угадайте, как они называются и из каких они мультфильмов.

1. «Песенка про кузнечика» из мультфильма «Приключения Незнайки».

2. «Улыбка» из мультфильма «Крошка Енот».

3. «Песенка друзей» из мультфильма «Бременские музыканты».

4. «Прекрасное далеко» из кинофильма «Гостья из будущего».

Конкурс 8. «Конкурс капитанов»

Ведущий. Решите ребусы, изображенные на плакате. (Персики, лягушка.)

Ура! Поймал! Кого?

Спелые, сочные,

Да висят высоко –

Не достанешь.

О чем идет речь?

Конкурс 9. «Аукцион песен»

Кто больше споет песен, где упоминается какой-либо музыкальный инструмент?

Пока жюри подводит итоги нашей викторины, давайте споем вашу любимую песню.

Схема анализа музыкального произведения в 1-4 классах

«Музыкальный цветик — семицветик»

Инструкция к выполнению творческого задания :

Дети рисуют цветочек- в середине надпись «музыкальное произведение», а семь лепестков- это средства музыкальной выразительности:

  1. Мелодия
  2. Динамика
  3. Темп
  4. Ритм
  5. Тембр
  6. Тональность
  7. Аккомпанемент

На мой взгляд дети с интересом дают характеристику музыкальному произведению после его прослушивания .

Степанова Юлия Александровна . Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Новоорск» Новоорского района Оренбургской области РФ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *