0

Как человек изменил землю

3. Экологические проблемы, вызванные освоением новых земель

Новые географические открытия показали, что наша планета огромна и ее богатства неисчерпаемы, и люди пользовались этими богатствами, изменяя облик нашей планеты. Особенно сильно изменился облик островов. На них исчезли многие виды растений и животных. Зато другие виды приспособились к изменившимся условиям. И со временем люди стали их называть сорняками, а животных – вредителями. Человек стал искать эффективные способы воздействия на сорные растения и на животных – вредителей. Так были созданы ядохимикаты – это новые вещества, которые не существовали в природе до этого времени. Они оказывали свое пагубное действие не только на животных-вредителей и сорняки, но и на всю окружающую среду и человека в том числе.

Выделяют следующие ядохимикаты:

— Инсектициды – борьба с вредными насекомыми;

— Акарициды – против клещей;

— Нематициды – против нематод;

— Родонтициды – против грызунов;

— Фунгициды – против грибов;

— Гербициды – борьба с сорными растениями;

— Арборициды – против сорной древесной растительности;

— Бактерициды – против бактерий;

Рис. 5

Рис. 6

Также появились химические вещества, из которых стали изготавливать пластмассу, стиральные порошки, лаки (Рис. 7). Но эти вещества тоже плохо влияют на окружающую среду и на здоровье человека.

Рис. 7

Загрязнения от химических веществ распространились на почву, атмосферу, гидросферу.

6. Дополнительная информация

Колорадский жук

Колорадский жук – это опаснейший вредитель посадок картофеля (Рис. 10). Он был завезен в Россию в 1953 году из Северной Америки. А к 1980 году распространился практически по всей России. Это небольшое насекомое, его длина 9-12 мм. Имеет 10 продольных ярких полосок. Он накапливает в своем организме токсичные вещества, содержащиеся в пасленовых растениях (картофель, томаты, баклажаны). Поэтому это насекомое не съедобно для многих видов птиц. Этот жук имеет высокую устойчивость к ядохимикатам. Обычно у насекомых на территории России всего один период покоя (наступает в конце осени), а у колорадского жука таких диапауз 6. Поэтому снова могут появиться колорадские жуки, которые несколько лет находились в паузе.

Рис. 10

Список рекомендованной литературы

1. Мельчаков Л.Ф., Скатник М.Н. Природоведение: учеб. для 3, 5 кл. сред. шк. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 240 с.: ил.

2. Бахчиева О.А., Ключникова Н.М., Пятунина С.К. и др. Природоведение 5. – М.: Учебная литература.

3. Еськов К.Ю. и др. Природоведение 5 / Под ред. Вахрушева А.А. – М.: Баласс.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

>Как человек изменил Землю

Природоведение
5 класс

На протяжении своей истории человечество не только познавало природу и открывало новые земли. Люди использовали природные богатства. И по мере того как людей становилось больше, а развитие науки и техники давало им новые возможности, все заметнее проявлялись изменения в природе, вызванные деятельностью человека.

Уже древние люди, охотившиеся на крупных животных, погубили многих из них. Считается, что в вымирании мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей определенную роль сыграл и человек. Люди преследовали их, подкарауливали в засадах или устраивали ямы-ловушки. Животных поражали камнями, палками, копьями, стрелами, каменными топорами, деревянными дубинами… В те далекие годы живой мир планеты понес первые большие потери от рук человека.

Со временем люди стали заниматься скотоводством и земледелием. Они одомашнили некоторых животных и постепенно вывели от диких предков множество новых пород. То же проделали и с растениями; в результате возникли такие их сорта, которых никогда не было в природе.

И все это было бы прекрасно, если бы развитие сельского хозяйства не потребовало от дикой природы новых жертв. Чтобы создать поля, огороды и сады, люди, не задумываясь о последствиях, вырубали леса, распахивали степи, осушали болота. Увеличивая стада домашних животных, люди не замечали, как от вытаптывания и выедания скудеют пастбища и кое-где угрожающе разрастаются пустыни…

Географические открытия проложили дорогу в новые земли. Люди заселяли и осваивали многочисленные острова и целые материки. Планета казалась огромной, а ее богатства — безграничными. Не было и речи о том, чтобы бережно к ним относиться. Это привело к печальным экологическим последствиям: облик многих районов Земли, особенно островов, изменился до неузнаваемости. На них почти исчезли леса, перестали существовать уникальные виды растений и животных.

Одни виды растений и животных исчезли, зато другие приспосабливались к жизни на полях и в садах, в домах и амбарах. Такие растения человек назвал сорняками, а животных — вредителями. Один из примеров — колорадский жук. Еще в начале XIX в. о нем никто даже и не слышал. Но когда люди стали выращивать картофель и повсюду раскинулись поля с этим растением, колорадские жуки заселили эти поля и распространились по многим странам мира, принося картофелеводам громадные убытки.

Человек упорно искал эффективное средство борьбы с сорняками и вредителями. Развитие науки химии дало ему в руки такое средство — ядохимикаты. Люди начали широко их применять, но затем обнаружили, что эти вещества губят все живое, да к тому же чрезвычайно опасны и для самого человека.

Между тем в химических лабораториях «рождались» не только ядохимикаты, но и огромное количество других веществ, которых никогда не было в природе. Эти вещества и изделия из них (стиральные порошки, лаки и краски, лекарства, пластиковые пакеты, бутылки и многое другое), попадая в окружающую среду, загрязняют ее. Оказываясь в почве, они не разрушаются микроорганизмами.

Развитие промышленности привело также к загрязнению воздуха, воды, почвы отходами производства. Особенно опасны радиоактивные отходы. Название «радиоактивные» образовано от латинских слов «радиаре» — «излучать, испускать лучи» и «активус» — «деятельный». Это вещества, которые испускают особые, очень вредные для всего живого лучи. Их нельзя увидеть и почувствовать, но они вызывают у людей разные, в том числе самые страшные, смертельные болезни. У человека, подвергшегося облучению, дети тоже могут родиться больными. Причем многие радиоактивные вещества «живут» в окружающей среде очень долго: одни — несколько лет, другие — тысячи лет! Радиоактивные отходы образуются при производстве атомного или ядерного, оружия, а также при работе атомных электростанций. В 1986 г. на одной из таких станций — Чернобыльской (Украина) — произошел взрыв. При этом в воздух было выброшено очень много радиоактивных веществ. Ветер разнес их на огромные расстояния. Эти вещества попали в почву, в водоемы. В результате Чернобыльской аварии большие территории подверглись радиоактивному загрязнению. Тысячам людей из особо загрязненных районов пришлось переселиться в другие места. Многие заболели, умерли…

Человек действительно изменил Землю. Он сделал ее во многом опасной для собственного здоровья, для будущего детей. И чтобы не исчезнуть с лица Земли, подобно динозаврам, люди должны:

  • сохранить многообразие живого на планете;
  • бороться с уничтожением лесов;
  • остановить наступление пустынь;
  • защитить планету от всех видов загрязнений.

Это основные задачи, которые должно решить человечество, чтобы справиться с важнейшими экологическими проблемами. Некоторые из этих проблем мы подробнее обсудим на следующих уроках.

Три «подарка» человека самому себе и своей планете

Озоновая дыра

Когда мы разбрызгиваем из баллончика освежитель воздуха, лак или другие аэрозоли, мы обычно не думаем, что это может нанести вред окружающей среде. Оказывается, может, и еще какой! В этих баллончиках бывают вещества, которые, попадая в атмосферу, разрушают в ней озоновый слой. Тот самый, который защищает все живое от опасной части солнечных лучей. В последние годы этот слой стал заметно тоньше, а над Антарктидой он стал так тонок, что это место назвали озоновой дырой. Если озоновый слой будет разрушен, все живое на Земле погибнет.

Кислотные дожди

В школьных химических кабинетах на шкафах, где хранятся кислоты, часто вешают табличку «Осторожно!». Действительно, эти вещества при неаккуратном обращении с ними разъедают кожу, одежду, бумагу… А теперь представьте, что с неба на вас льется кислотный дождь. К сожалению, люди во многих районах мира все чаще сталкиваются с этой бедой. Кислота образуется в небе от загрязнения атмосферы выбросами промышленных предприятий, котельных, автомобилей. Выпадая с дождем на землю, она губит все живое. И не только живое: даже памятники и здания в городах разрушаются от кислотных дождей.

Парниковый эффект

В парниках на наших огородах стекло или пленка удерживает тепло. В последнее время что-то подобное стало происходить и на всей Земле. Она, кажется, начинает превращаться в огромный парник. Только роль стекла и пленки в нем играет углекислый газ, которого все больше становится в атмосфере. Он выделяется при сжигании людьми топлива. Ежегодно человечество сжигает 2 млрд т топлива, при этом образуется 5,5 млрд т углекислого газа! Он удерживает тепло в атмосфере. В результате происходит потепление климата. Это явление назвали парниковым эффектом. Если температура на Земле повысится всего на несколько градусов, растают полярные льды и горные ледники, уровень моря поднимется и вода затопит огромные площади суши вместе с полями и городами. Повсюду изменится погода, разладится работа сельского хозяйства и вся жизнь людей.

Проверьте свои знания

  1. Как влияли на природу Земли древние люди?
  2. Какие изменения на Земле вызвало развитие сельского хозяйства?
  3. Какие экологические последствия имело открытие и освоение людьми новых земель?
  4. К каким отрицательным последствиям привело создание и использование новых, неизвестных в природе веществ?
  5. Чем опасны радиоактивные отходы?
  6. Перечислите важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству.

Подумайте!

  1. Предложите и обсудите в классе способы решения важнейших экологических проблем, о которых рассказано в учебнике.
  2. Оцените возможности своего собственного участия в решении экологических проблем. Какие ваши действия могли бы помочь сохранению живого на планете, защите окружающей среды от загрязнений, решению других проблем?
  3. Познакомьтесь с материалами учебника о кислотных дождях, истощении озонового слоя, парниковом эффекте. Какие меры борьбы с этими опасными явлениями вы можете предложить?
  4. Ежегодно в сельском и лесном хозяйстве России используется до 100 тыс. т. ядохимикатов. Установлено, что около половины этого количества смывается в водоемы. Сколько тонн ядохимикатов попадает ежегодно в водоемы нашей страны? Как вы думаете, какое воздействие это оказывает на природные сообщества водоемов? Сказывается ли это на здоровье людей?

На протяжении своей истории человечество заметно изменило природу Земли. Основные задачи, которые должно решить человечество, чтобы справиться с важнейшими экологическими проблемами, — сохранение всего многообразия живых существ на планете, борьба с уничтожением лесов и наступлением пустынь, защита планеты от всех видов загрязнений.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *