0

Габриэль малый трианон

Малый Трианон

В правой части Большого версальского канала расположился комплекс Трианона, состоящий из Большого и Малого дворцов с их собственным садовым окружением. Малый дворец, или фарфоровый Трианон, — необыкновенное архитектурное сооружение. Он был спроектирован Анж-Жаком Габриэлем по приказу Людовика XV для его фаворитки и построен в 1762—1768 гг. Оригинальный павильон, снаружи выложенный фаянсовыми изразцами, король посвятил маркизе де Помпадур.

Игрушечное одноэтажное здание Малого Трианона расположилось в глубине небольшого двора. Центр его фасада по моде того времени был украшен пилястрами, поддерживающими классический фронтон. На высокой крыше ступеньками располагались вазы, искусно сделанные «под фаянс». Такие же вазы украшали скамьи дворика и садовые фонтаны.

В самом павильоне главный интерес представляет королевская обстановка. Многочисленных посетителей и туристов интерьеры «Китайского домика» просто изумляют. Его внутренние стены сплошь покрыты дельфтскими изразцами, ими выстланы и полы в залах. Главный салон «Домика удовольствий» выложен белыми с лазурью узорчатыми фаянсовыми плитками. Стены «Зала Амуров» затягивает белая тафта, усыпанная золотыми и серебряными китайскими цветами. В «Комнате Дианы» стояли ширмы, украшенные изображениями экзотических птиц, ваз, цветочных гирлянд и вензелей короля. Такой же узор был на шелке, обтягивающем стены, на коврах и рисунках изразцов. Фарфоровый «Китайский домик» поистине был сооружением затейливым. В него входили еще «Кабинет благоуханий», специальные комнаты «для приготовления варенья», «для легких блюд», подаваемых перед десертом, и «для супов». При сказочном домике находился и переполненный чудесными диковинками сад, в котором возделывались редкие тогда апельсиновые деревья, дикие каштаны, были высажены левкои, анемоны, испанский жасмин, стамбульские нарциссы… Малый Трианон стал любимым местом пребывания французской королевы Марии-Антуанетты. Подробное описание о том дает в своем романе «Мария-Антуанетта» австрийский писатель Стефан Цвейг.

Людовик XVI, отчасти по слабости характера, отчасти из галантности, преподносит ей как «Утренний дар» маленький летний дворец Трианон — крошечную страну, суверенное государство в громадном Французском королевстве… Вот она, ее безделушка, едва ли не самая очаровательная из тех, что были созданы французским вкусом, — нежные линии, совершенные формы, настоящая шкатулка для драгоценностей, оправа, достойная юной и изящной королевы… В последующие годы королева совсем немного меняет в убранстве маленького замка. Обнаруживая истинный вкус, она не портит эти помещения, рассчитанные на интимное настроение, ничем роскошным, помпезным, нарочито дорогостоящим… Не к вызывающему великолепию стремятся здесь, не к театральной импозантности, а к неназойливости, приглушенности. Не власть королевы должна подчеркиваться здесь, а прелесть молодой женщины, образ которой тонко воспроизводится всеми окружающими ее предметами.

Трианон — это миниатюрный придуманный мир; символично, что из его окон не видно ни Версаля, ни Парижа, ни селений. За десяток минут можно обойти дворец, и все же это крошечное пространство для Марии-Антуанетты значительно важнее, чем целое королевство с двадцатью миллионами подданных…. Здесь королева чувствует себя прекрасно и вскоре до того привыкает к такому свободному образу жизни, что по вечерам ей все труднее становится возвращаться в Версаль. В Малом Трианоне Мария-Антуанетта желает иметь невинный ландшафт, «естественный» сад, причем самый наиестественный из всех модных естественных садов… В этом «англо-китайском саду» хотят представить не просто природу, но всю природу, на пространстве площадью в пару квадратных километров — весь мир в игрушечных масштабах. Все должно быть на этом крохотном клочке земли: французские, индийские, африканские деревья, голландские тюльпаны, южные магнолии, пруд, речка, гора и грот, романтические руины и сельские хижины, греческий храм и восточный ландшафт… — все искусственное, но производящее впечатление настоящего.

Подгоняемые нетерпением королевы, сотни рабочих начинают колдовать над осуществлением планов инженеров и художников… Прежде всего по лугу прокладывается тихий, лирически бормочущий ручеек. Правда, воду нужно вести из Марли по трубам длиной до тысячи футов, и по этим трубам одновременно утекают немалые деньги, но ведь извилистое русло ручейка выглядит так приятно и естественно! Тихо журча, ручеек впадает в искусственный пруд с искусственным островком, к островку перекинут прелестный мостик, по пруду грациозно плавают белые лебеди в сверкающем оперении…

Каждый год у королевы появляются новые прихоти, все более изысканные… Чтобы принять у себя итальянских и французских комедиантов, она дает указание построить маленький театр, чрезвычайно изящный в своих пропорциях. А потом она сама делает прыжок на подмостки сцены. Веселая, шумная компания, окружающая королеву, также увлекается идеей любительских спектаклей… Несколько раз появляется даже король, чтобы отдать дань восхищения своей супруге как актрисе. Таким вот образом карнавал в Трианоне продолжается круглый год. Мария-Антуанетта удаляется в Трианон не для того, чтобы стать рассудительной, а для того, чтобы разнообразнее и свободнее развлекаться.

Чтобы развлечь себя и гостей, она повелела разбить вокруг Трианона небольшую деревушку. Конечно, эта королевская деревня была игрушкой, в которой крестьянские девушки, например, должны были полоскать белье в ручье и при этом напевать. Коров здесь ежедневно тщательно мыли и повязывали им цветные бантики. Кроме того, Мария-Антуанетта приказала для реальности нарисовать картины, чтобы на фасадах только что построенных крестьянских домов зияли трещины. В королевской деревне находились мельница, птичник и молочная. Сейчас в этом месте экскурсоводы обычно рассказывают посетителям занимательную историю о том, что здесь хранятся чашки, формой своей представляющие слепок с грудей Марии-Антуанетты. Из этих чаш королева в «своей молочной» любила угощать гостей молоком от своих коров. Рассказывают экскурсоводы и о том, что частные королевские покои (например, постель Марии-Антуанетты) впоследствии нередко служили местом скандальных похождений влиятельных особ, которые приезжали сюда комфортно провести ночь. Во время революции парижане обезглавили королеву, которую ненавидели: для народа она была австриячкой, распутницей и транжирой народного достояния. Рассказывают, что, взойдя на эшафот, королева случайно наступила на ногу палачу, но вежливо сказала: «Пардон, месье, я нечаянно». О многих приключениях могли бы рассказать дворцы и парки Версаля, и не только о тех, которые происходили несколько веков назад. Например, в 1901 году неподалеку от Малого Трианона разыгрался, если можно так выразиться, «спектакль из прошлого». О существовании физического перемещения лиц во времени люди задумывались давно, потому что всегда встречались феномены, готовые поклясться, что на какое-то мгновение они явно переносились в другую эпоху.


Малый Трианон находится примерно в 2 км к северо-западу от Версальского дворца. Изначально там располагался королевский ботанический сад, созданный Клодом Ришаром.
Малый Трианон называют шедевром французского неоклассического стиля. Идея его строительства возникла у мадам Помпадур, и Людовик XV исполнил просьбу своей фаворитки. В 1763 г. во Французском саду началось строительство небольшого замка. Руководил работами Габриель Жак Анжу. Архитектурный стиль дворца был смешанным, переходным от рококо к неоклассике. Малый Трианон стал лучшим из творений архитектора Габриеля.
Petit Trianon был построен в 1768 году, однако мадам Помпадур не дожила до его открытия. К тому времени королевской фавориткой уже была мадам дю Барри.


Приемная на первом этаже Малого Трианона.
В архитектуре дворца парадоксально сочетались рокайльная легкость и классическая строгость. Все четыре фасада были оформлены по-разному: каждый из них по стилю соответствовал ландшафту той части парка, к которой он был обращен.
Доступ во дворец был возможен лишь по личному приглашению Марии-Антуанетты. Исключений не делалось даже для самого короля
В 1774 году на трон вступил Людовик XVI и сразу же пожаловал дворец и прилегающую к нему часть парка своей супруге Марии-Антуанетте. Доступ во владения королевы стал возможен лишь по личному приглашению Ее Величества. (Исключений не делалось даже для самого короля!) Будуар Марии-Антуанетты был оборудован зеркальными панелями, полностью закрывавшими окна, — стоило лишь повернуть потайной рычаг.

Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет-Луиз Виже-Лебрен*, 1783 год.
Столы в парадной столовой, расположенной на втором этаже, с помощью особого механизма опускались вниз, где слуги сервировали их, не нарушая покоя гостей. Интерьеры здания отличались изысканной простотой, резко контрастировавшей с пышностью главного Версальского дворца.

При повороте потайного рычага окна полностью закрываются зеркальными панелями. Кабинет обставлен мебелью от Жоржа Жакоба.
Изящная мебель от Жоржа Жакоба, расписанные вручную обои, минимум позолоты… Вдали от посторонних глаз королева развлекалась домашними спектаклями и лично доила коров на ферме, построенной посреди парка.

Вид малой гостиной Марии-Антуанетты до реставрации 2008 года.
Скрытность монаршей особы породила множество слухов: анонимные памфлеты в красках живописали неслыханные оргии во дворце и обвиняли королеву в связи с ее подругами — принцессой де Ламбаль и герцогиней де Полиньяк. Мария-Антуанетта не обращала на пасквили внимания — и напрасно! В 1792 году те же обвинения перекочевали на страницы приговора, обрекавшего королеву на смертную казнь.

Южный фасад Малого Трианона.
После смерти хозяйки Малый Трианон был заброшен. Но уже при Наполеоне III его стали превращать в музей Марии-Антуанетты. Процесс окончательно завершился в 2008 году.

Малый салон. Кресла от Николя-Кинибера Фолио и Пьер-Эдме Бабеля принадлежали фаворитке Людовика XV мадам дю Барри.
В цоколе разместились выставочные залы. Парадные помещения были восстановлены в прежнем блеске. Обстановка интимных помещений второго этажа почти такая же, как во времена королевы. Ткани были изготовлены по архивным рисункам мастерами фабрики Pierre Frey.

Мария-Антуанетта лично доила коров на ферме, построенной для нее посреди парка:
Вокруг дворца был создан особый мир: пасторальная крестьянская деревенька в театрализованном стиле, романтические руины, беседки. Были высажены редкие деревья со всех концов света, обустроен искусственный пруд с лебедями. Для королевы построили миниатюрный театр. На его сцене выступали комедианты, а иногда и сама Мария-Антуанетта в сопровождении гостей демонстрировала свой актёрский талант.
Театр
Несохранившиеся предметы мебели были созданы заново — за эту вольность реставраторов уже осудили строгие критики. Из небытия возвращена биб­лиотека Марии-Антуанетты. Все — как в былые времена, не хватает лишь трепета причастности к кругу избранных.
Одна из комнат в мезонине дворца. Письменный стол с инкрустацией — работа Жан-Анри Ризенера. Стены обиты тканью жуи.
Впрочем, если вспомнить о судьбе, постигшей этот круг во время революции, возможно, оно и к лучшему.
Спальня Марии-Антуанетты после реставрации. Работы финансировал часовой Дом Breguet.
Так выглядит спальня на сайте дворца.
Главная лестница
Восстановлены помещения цокольного этажа и кухня, где по замыслу архитектора должны были находиться подъёмные устройства для сервированных обеденных столов. Эти «лифты» в своё время так и не изготовили, но особая планировка подвала сохранилась.
Кухня, фото Lorelei Muncey
Фото: Патрик Турнебёф (Patrick Tourneboeuf)
Текст: Екатерина Вагнер

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Matrioshka Версаль (Versailles). Часть 34. / Малый Трианон, часть 1.
Малый Трианон — небольшой дворец (фр. château), расположенный на землях Версальского дворца во Франции. Спроектирован Анж-Жаком Габриэлем (фр. Ange-Jacques Gabriel) по приказу Людовика XV для его фаворитки маркизы де Помпадур и построен в 1762—1768 годах.



Малый Трианон находится примерно в 2 км к северо-западу от Версальского дворца. Изначально там располагался королевский ботанический сад, созданный Клодом Ришаром.


Vue du château du Petit Trianon prise depuis le jardin anglais sous Louis-Philippe de Guérard Charles Jean


Vue du château du Petit Trianon de Bourgeois du Castelet (dit), Bourgeois Florent Fidèle Constant


Vue du jeu de bague chinois de Trianon par Claude-Louis Châtelet (1753-1795)


Парк на плане конца XVIII века

В 1749 году по приказу Людовика XV архитектор А.-Ж. Габриэль построил так называемый зверинец (ménagerie), куда поместили различных животных, которые часто использовались для выведения новых пород. По соседству находились и другие хозяйственные службы – хлев, курятник, голубятня, молочная ферма.


Франсуа-Юбер Друэ. Людовик XV (1710-1774), король Франции и Наварры

Идея постройки небольшого дворца на территории ботанического сада принадлежала фаворитке Людовика XV маркизе де Помпадур.

Jeanne Antoinette Poisson, Marquise de Pompadour

Здание возводилось на протяжении шести лет с 1762 по 1768 год по проекту А.-Ж. Габриэля. Мадам де Помпадур скончалась в 1764 году, не успев увидеть дворец в законченном виде. Вместе с королем Малый Трианон открывала его новая фаворитка графиня Дюбарри.

Élisabeth Vigée Le Brun. Madame Du Barry

В облике дворца нашел отражение архитектурный стиль, получивший название «палладианство» в честь итальянского архитектора Андреа Палладио, который возродил к жизни принципы классической храмовой архитектуры Древней Греции и Древнего Рима с ее следованием симметрии и учетом перспективы.

В итоге Малый Трианон стал блестящим образцом перехода от помпезного стиля рококо к сдержанному и лаконичному неоклассицизму.

Все четыре фасада сравнительно небольшого, квадратного в плане двухэтажного строения выполнены по единой композиционной схеме с акцентом посередине – портиком коринфского ордера, который покоится на четырех опорах. Со стороны сада к зданию примыкает терраса. По периметру дворцовой крыши проходит балюстрада.

Вступив на престол в 1774 году, Людовик XVI подарил Малый Трианон королеве Марии-Антуанетте.

Антуан-Франсуа Калле. Людовик XVI (1754-1793), король Франции и Наварры

Антуан-Франсуа Калле. Людовик XVI (1754-1793), король Франции и Наварры

Жозеф Дюкре. Мария-Антуанетта Лоррен-Габсбург

Вход в королевские апартаменты, куда ведет великолепная лестница с коваными перилами, расположен со стороны западного, парадного, фасада. Покои королевы находились на первом этаже, покои короля и гостевые комнаты – на втором, а на цокольном этаже помещались различные служебные помещения.

Мария-Антуанетта приезжала сюда, чтобы отдохнуть от формальной жизни двора и тяжёлых обязанностей королевы. Всё в Малом Трианоне подчинялось власти королевы. Никто, даже сам король, не мог ступить на эту землю без её приглашения. Это вызывало недовольство среди аристократов, так как сюда допускался только ближний круг королевы.

Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, archiduchesse d’Autriche, reine de France (1755-1793) de Ducreux Joseph

Portrait de la reine Marie-Antoinette de ,D’après Vigée-Le Brun Elisabeth Louise

Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Gautier d’Agoty Jean-Baptiste-André

Reine Marie-Antoinette assise, en manteau bleu et robe blanche, tenant un livre à la main de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise

Marie-Antoinette de Lorraine-Habsbourg, reine de France et ses enfants de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise

Marie-Antoinette, reine de France (1755-1793) de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise (atelier de)

Portrait de Marie-Antoinette

Marie-Antoinette de Janinet Jean François

Здание было спроектировано так, чтобы уменьшить взаимодействие между гостями и слугами, как только возможно. Например, задумывались передвижные обеденные столы. Прислуга должна была сервировать их в подсобных помещениях кухни, и затем столы механическим лифтом поднимались бы в столовую. Эти столы так и не были изготовлены, но сохранилась особая структура подвала.
На первом этаже представлены духовая печь и плита, а также зал со столовым серебром и посудой, которой пользовалась Мария-Антуанетта.

Кухня

Зал со толовым серебром и посудой

Комната охраны, сейчас здесь экспозиция, посвященная Марии-Антуанетте.

Il Parnasso Confuso — Johann Georg Weikert, 1778

Marie Antoinette and her brothers, 1765, by Johann Georg Weikert

Гостиная с любимым развлечением Марии-Антуанетты – бильярдом.

Marie-Antoinette d’Autriche, reine de France (1755-1793), en robe à paniers vers 1785 de Vigée-Le Brun Elisabeth Louise

Portrait of the Royal Family of France, circa 1782

Серия сообщений «Версаль (Versailles)»:
Часть 1 — Версаль (Versailles). Часть 1.
Часть 2 — Версаль (Versailles). Часть 2.

Часть 32 — Версаль (Versailles). Часть 32. / Большой Трианон. Часть 3.
Часть 33 — Версаль (Versailles). Часть 33. / Большой Трианон. Часть 4, заключительная.
Часть 34 — Версаль (Versailles). Часть 34. / Малый Трианон, часть 1.
Часть 35 — Версаль (Versailles). Часть 35. / Малый Трианон, часть 2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *