0

Чудо под ногами окружающий мир

План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему: Конспект урока «Чудо под ногами. Почвы.» 3 класс

— Посмотрите на образцы почвы. Какого она цвета? (темного)

— Для изучения свойств и состава почвы мы проведем опыт. Но в связи с тем, что в кабинете не оборудован для работы с огнем, некоторые опыты проводить запрещено.

— Откройте рабочие тетради на стр.50.

— Прочитайте цель практической работы. (определить, что входит в состав почвы)

— Прочитайте , какое оборудование нам понадобится и установите соответствие с помощью стрелок.(лабораторный стакан, спиртовка, стекло, тарелка, пипетка, держатель, штатив, стеклянная палочка)

Опыт №1

— Выполним первый опыт. Возьмем стакан с водой и бросим туда комочек сухой почвы. Что вы видите? (из почвы выходят пузырьки воздуха.)

-О чем это говорит? (в почве есть воздух. Вывесить на доску карточку-опору со словом воздух)

-Остальные опыты мы посмотрим на видео.

Опыт №2

-Прочтите опыт. Немножко нагревают воду. Над почвой устанавливают холодное стекло. Рассмотрите рисунок опыт2 и скажите, что вы видите?(стекло становится влажным)

-Что доказывает этот опыт? ( в почве есть вода. Вывесить карточку-опору со словом «вода»)

Опыт №3

— В этом опыте воду продолжают нагревать. Рассмотрите рисунок опыт3 и скажите, что вы видите?( над почвой появился дым)

— Сгорает перегной или гумус, который образовался из остатков растений или животных. Именно перегной придаёт тёмный цвет почве. (вывесить на доску карточку-опору со словом «перегной»)

Опыт №4

— Прокаленную почву, в которой весь перегной сгорел, насыпают в стакан с водой , размешивают. На дно осели песок и глина. Что мы еще раз доказали? (что в почве присутствуют песок и глина. Вывесить на доску слова песок и глина)

Опыт №5

— Воду фильтруют, в которой долго находилась почва. Несколько капель помещают на стекло. Держат стекло над огнем. На стекле остался налет. Это соли. Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Образуются они благодаря перегною под действием микробов, которые живут в почве.

— Сделайте вывод. ( в почве находятся соли, которые могут растворяться в воде. Вывесить карточки «соли», «микробы»)

— Мы исследовали почву. Посмотрите на схему, которая у нас получилась.

— Сделайте общий вывод и запишите в тетрадь.

Мы шагаем, мы шагаем,
руки выше поднимаем.
(ходьба на месте, руки поднять и опустить.)
Дышим ровно, глубоко,
Вместе нам идти легко.
(ходьба на месте, вдох-выдох)
Головой повертим дружно,
(повороты головы влево и вправо)
Опускать ее не нужно.
Кто таится под кустом
С пышным рыженьким хвостом?
Это хитрая лисица,
Под кусточком лисий дом.
(наклоны вперед)
Мы лисицу обхитрим,
На носочках убежим
(бег на носочках)
И у леса на опушке
Землянику поедим.
(наклоны вперед)
Как мы много увидали:
Речку, бабочек, цветы.
(ходьба на месте)
много нового узнали
вместе мы – и ты и я.
(сесть за парты)

— Ученые с давних пор изучают почву. Науку о почвах – почвоведение –создал Василий Васильевич Докучаев. Откройте стр.133. Найдите и прочтите в тексте о значимости почвы для человека. Обсудите в парах.

По подсчетам ученых, требуется 2 тысячи лет для образования слоя почвы толщиной 5 см.

— А как образуется почва? (предположения детей)

Рыхлый слой получается в результате разрушения твердых пород. Он состоит из камешков, песка, глины. В нем практически нет питательных веществ необходимых растениям. Но все же некоторые неприхотливые селятся в нем, образуя перегной. Перегной благоприятен для растений, поэтому они начинают там расти, создавая еще больше перегноя. И так медленно камни, песок и глина превращаются в почву.

— Посмотрите в учебнике на стр.74-75 мы видим животных. Назовем их (лесная мышь, жаба, майский жук, дождевые черви, личинка майского жука, многоножка, медведка, жук-щелкун и его личинка, сверчок, крот.)

— Как вы думаете, как они повышают плодородие почвы?( предположения детей)

— Молодцы! Откройте учебник на стр.76, 3-й абзац, прочитайте. Скажите, подтвердились ли ваши предположения?(животные, обитающие в почве, делают в ней ходы, куда легко проникают вода и воздух. Животные перемешивают почву, измельчают)

— Прочитайте 1-й и 2-ц абзац на стр.76.

— Что произойдет , если исчезнет почва( животные, насекомые и люди умрут от голода)

— Что получают растения из почвы?(соли)

— Что такое соли? (Соли – питательные вещества, необходимые для роста и развития растений.)

— Что такое перегной? (образование из остатков растений)

-Можно сделать вывод , что главная часть почвы – перегной. Из него образуются соли. Их используют растения. Растениями питаются животные. Когда растения и животные умирают, их останки попадают в почву и под действием микробом превращаются в перегной. А потом снова образуются в соли. Вот так путешествуют вещества в природе как бы по кругу.

— Представь себе, что если почвы вдруг не станет, круговорот веществ прервется. Исчезнут растения и животные. А значит не смогут жить на земле люди. Об этом говорит рисунок на стр.76. Рассмотрите и скажите, как образовывается почва.

– Подведем итоги урока .

– Из чего состоит почва? ( воздух, вода, перегной, песок, глина, соли, микробы)

– Что растения получают из почвы? ( воду, воздух, соли)

– Что влияет на плодородие почвы? (наличие перегноя)

— Как зовут ученого, создавшего науку об изучении почв( Василий Васильевич Докучаев)

— Я вижу как вы хорошо поняли сегодняшний урок. Спасибо вам, до свидания!

Ход занятия

Орг. момент.

Д/и «Знаем, знаем»

(Дети на ковре встают кругом, при помощи считалки называют объекты живой и неживой природы.

Знаем, знаем, знаем

Мы природу уважаем

И расскажем все о ней

Начинай же поскорей!

Основная часть.

1. Воспитатель: Ребята, о каком жителе дома природы пойдет сегодня речь вы узнаете, прослушав сказку – загадку «Чудесная кладовая»:

«Есть на свете чудесная кладовая! Положишь в неё весной несколько зёрен пшеницы, а осенью целый мешок соберёшь. Горстка семян превращается в большую груду огурцов, помидор, редиса, моркови. И это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле.»

— Вы, должно быть, догадались, о каком этаже подземного царства я вам рассказала?

Кто не догадался, послушайте и отгадайте загадку:

Меня ногами топчут,

Пашут, боронуют,

А я всё терплю,

И добром плачу (Земля)

— Давайте проверим, правы ли мы? И поможет нам в этом гость, который пришел на занятие. Встречайте.

— Кто это?

Воспитатель: Как вы думаете, почему именно крот пришел к нам? (Ответы детей).

Воспитатель: Это не простой крот, а ученый. Он принес с собой интересные задания.

— Как по-другому называется земля? (Почва).

2. Научная лаборатория

Воспитатель: Сегодня мы с вами превратимся в учёных, и объектом нашего изучения будет почва. Вы, узнаете, из чего она состоит, и какими свойствами обладает.

-Давайте пройдём в нашу научную лабораторию и займём места за своими столами.

3. Опыты с землей.

Воспитатель: Перед вами стоят два стаканчика (песок и почва) выберите из них тот, в котором находится почва. Как вы, догадались, что в этом стакане почва? (Она чёрного цвета и рыхлая)

Воспитатель: Вы правильно определили, где находится почва, а теперь уважаемые учёные приступим к её изучению.

Опыт № 1 «В почве есть воздух»

— Возьмите стакан с водой и бросьте туда комочек почвы.

— Что вы наблюдаете? (Из почвы выходят пузырьки воздуха)

— Какой вывод можно сделать? (В почве есть воздух)

(На фланелеграфе появляется соответствующая табличка)

Опыт № 2 «В почве есть вода»

— Возьмите немного свежей почвы, насыпьте её на бумажную салфетку и слегка придавите ладошкой.

-Ссыпьте почву обратно в посудку.

— Рассмотрите внимательно салфетку, на которой находилась почва.

— Что вы видите? (На салфетке остался мокрый след)

— Что мы узнали, проведя этот опыт? (В почве есть вода)

(На фланелеграфе появляется соответствующая табличка)

№3 «В почве есть жизнь»

Воспитатель: — Скажите в почве может кто-то жить? (Червяки, жучки)

— Верно. Почва является домом для многих живых существ. А некоторые обитатели почвы, живя в почве, помогают стать ей ещё лучше. Так, например, дождевой червяк, прокладывая свои дорожки в почве, тем самым рыхлит её, что в свою очередь ещё больше заполняет почву воздухом. А мы с вами уже знаем, что воздух и вода необходимы растениям для жизни.

(На фланелеграфе появляется соответствующая табличка)

Дид. игра «Кто лишний»

Определить, кто живет в наземном доме, а кто – подземном. Убрать лишние карточки – те, на которых нарисованы наземные обитатели.

№4 «Польза человеку»

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какую роль в жизни человека играет почва? Какую пользу, она ему приносит? (Человек выращивает на ней овощи, фрукты, цветы, хлеб)

Воспитатель: Да. Благодаря почве, человек получает еду, может любоваться красивыми цвета

4.»Разложи экологическую дорожку». (Рост лука)

Воспитатель: А какой эксперимент мы проводили вместе, используя почву?

Дети: Посадили лук и наблюдали за его ростом.

Воспитатель: Давайте проведем игру «Разложи экологическую дорожку».

(Распределить схемы проращивания лука)

5. Вывод.

Воспитатель: Давайте ещё раз назовём все свойства почвы, которые мы узнали, проделывая с ней опыты, пользуясь схемами:

1. В почве есть воздух

2. В почве есть вода

3. Почва является домом для некоторых живых существ.

4. Почва важна для жизни человека и всего живого на земле.

(Дети выставляет схемы-карточки к каждому выводу).

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, почва бывает разной. Предлагаю вам, набрать почву в лесу, в саду, на городской клумбе и рассмотреть её содержимое под лупой, а потом рассказать нам о своём открытие, что вы там обнаружили.

А крот, познакомивший нас с удивительными свойствами почвы, угощает вас своими запасами – «конфетными червячками».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *