0

Архитектура барокко в Германии

Дрезден — «Северная Венеция» Германии, жемчужина немецкого барокко в лучших традициях этого архитектурного стиля. Несметные сокровища дрезденских музеев и великолепные панорамы берегов красавицы Эльбы, разделяющей столицу Саксонии на две части, дают Дрездену неоспоримое право называться культурной столицей Германии.
Туры в Дрезден познакомят Вас с выдающимися памятниками архитектуры немецкого барокко, рожденного в огне и едва в огне не погибшем. В феврале 1945 года, в самом конце Второй мировой войны, город был практически стерт с лица земли во время воздушного налета союзных войск. В одну ночь Дрезден был полностью разрушен, погибло свыше 100 000 человек.

Сегодня Дрезден вернул своё великолепие и снова сияет во всем великолепии на живописных берегах Эльбы.

Мы снова можем познакомиться с лучшими образцами немецкого барокко благодаря властям, которые реконструировали города, а также материальной помощи других европейских стран.

Под «дрезденским барокко» подразумевают архитектурный стиль, сложившийся в столице Саксонии примерно с 1694 по 1763 годы при саксонском курфюрсте Августе Сильном и его сыне Фридрихе Августе II.

Дрезден (Dresden) — один из самых красивых городов Германии и, пожалуй, всей Европы. Здесь сосредоточены выдающиеся памятники немецкого барокко. Этот архитектурный стиль появился в Германии на сто лет позже, чем в других странах Западной Европы, так что ему посчастливилось «учиться на чужих ошибках». Поэтому шедевры дрезденской архитектуры — яркий образец всего самого лучшего, что дали миру зодчие 17-18 столетий.

Дрезден широко известен своими памятниками архитектуры, великолепными собраниями живописи и других произведений искусства. Прежде всего, это позднее итальянское и французское барокко и рококо, в меньшей степени — австрийский «императорский стиль». Барокко получило в дрезденской архитектуре многогранное воплощение: это и сугубо немецкое барокко (дворец в Большом саду), и римское зрелое барокко (например, Цвингер, католическая Придворная церковь), и синтез барочных форм с элементами шинуазри (Японский дворец, дворец Пильниц).
Ведущие архитекторы дрезденского барокко — Маттеус Даниэль Пёппельманн (создатель знаменитого Цвингера), Захариас Лонгелюн (архитектор Японского дворца, Водного дворца в Пильнице), Георг Бэр (создатель Фрауэнкирхе).
Самой яркой достопримечательностью города является протестантская церковь Девы Марии, которая была практически полностью разрушена.

В течение многих лет церковь стояла в виде разоренного памятника, и только в девяностых годах началось ее восстановление. Наиболее характерной особенностью этого здания является красивый каменный купол, внутри которого находятся изображения четырех евангелистов и христианских добродетелей.
Рядом с храмом расположены барочные здания, такие, как дворец Цвингер, буржуазные многоквартирные дома, а также бывшая резиденция династии Веттинов.

Дворец Цвингер
Дворец Цвингер (XVIII век) — шедевр саксонского барокко и архитектурная жемчужина Дрездена, которая была построена по приказу короля Августа Сильного. Этот дворец в стиле Барокко славен своими арками, галереями и павильонами.

В старину цвингером называли пространство крепости между внутренней и наружной стенами

Отсюда и происходит нанешнее название этого места — первое здание цвингера было построено именно между наружной и внутренней крепостной стеной города

Произошло это в 1709 году — на этом месте было построено древянное строение, по виду напоминающее амфитеатр и окружающее собой площадь, на которой проводились всевозможные турниры и празднецтва

Постепенно Цвингер расстраивался — и вот, уже в 1732 году, он «обзавёлся» тремя барочными стенами из камня, возведением которых занимался придворный архитектор Августа Сильного, главный представитель так называемого «дрезденского барокко», — Маттеус Пёппельман, которому Дрезден обязан своим нынешним внешним видом

Четвёртой стороной Цвингер был завершён лишь спустя более столетия — 1847-55 годах, под контролем уже другого именитого немецкого архитектора — Готфрида Земпера

Дворец состоит из комплекса зданий, соединенных между собой переходами. В павильонах Цвингера размещались библиотека, математический кабинет, кунсткамера, коллекции гравюр и фарфора. Двор служил для проведения парадов и представлений, а окружающие его павильоны выполняли роль своеобразных театральных лож.
Цвингер в 1900 году

В 1945 году от Цвингера не осталось камня на камне. Ученые и архитекторы собирали Цвингер с нуля, буквально по кирпичику, кропотливо воссоздавая по архивным чертежам облик здания.
Сегодня здесь находится несколько интересных музеев, таких как Дрезденская картинная галерея и Дрезденская оружейная палата.

Совсем рядом находятся удивительный Дрезденский замок-резиденция и опера Земпера

Ночью Цвингер являет собой не менее захватывающее зрелище

Во дворе замка находятся знаменитые ворота Кронентор, которые часто рассматривают в качестве самой красивой части комплекса. Ворота украшены гербом республики с четырьмя золотыми орлами, на самом верху ворот располагается золотая корона.

Оперный театр Земпера
В старом городе стоит посетить оперный театр Земпера, в котором Ричард Третий отмечал свой триумф. Он также подвергся бомбежке во время злополучного рейда в 1945 году

Театр был построен в XIX веке в стиле нео-ренессанс легендарным архитектором Земпером, стараниями которого город приобрел свой неповторимый облик. Поразительно, насколько гармонично интерьер здания, дизайн которого подчинён его назначению, продиктовал его внешний архитектурный облик.
Здание нынешней оперы появилось на свет благодаря саксонскому королю Фридриху Августу II, который возложил её возведение на плечи видного немецкого архитектора Готфрида Земпера

Открытие отреставрированного театра состоялось 13 февраля 1985 года, ровно сорок лет спустя после трагедии. Ознаменовалось начало новой жизни театра оперой «Вольный стрелок» Карла Марии фон Вебера – произведением, которое было исполнено последним перед закрытием театра в 1944 году.
Дрезденская опера — один из красивейших оперных театров мира, впечатляющий не только архитектурой, но и богатым внутренним убранством. Отреставрированный театр стал одним из лучших в Европе по своим акустическим качествам, техническому оснащению сцены. Все спектакли в нём идут на немецком языке — из уважения к слушателям города и «в пику» итальянской опере. В его репертуаре значительное место занимают творения «дрезденских» композиторов — Вебера, Вагнера и Рихарда Штрауса

Опера Земпера выходит фасадом на Театральную площадь. В 1648 году на месте здесь находился один из первых постоянных театров средневековой Европы, впоследствии дополненный ещё восемью малыми театрами, что само собой отразилось на названии площади

Памятник Готфриду Земперу в Дрездене

Именно здание Дрезденской оперы «сделало» Земперу имя среди европейских архитекторов и театралов

Первое здание Оперы Земпера

Реставрацией разрушенного пожаром здания оперы занимался уже старший сын Готфрида — Манфред Земпер, занимавшийся восстановлением этой важной архитектурной достопримечательности с 1871 по 1878 год

После Второй Мировой войны, когда Дрезден очищали от разрушенных зданий — руины оперы не тронули, а впоследствии, в 1952 году, даже укрепили, что облегчило реставрационные работы, начатые 24 июня 1977 года

Восстановлением средневековой «реликвии» руководил Вольфганг Хэнш, перепланировавший здание в соответствии с современными требованиями к оперным театрам

В августе 2002 года в Дрездене произошло сильное наводнение, в результате которого затопленный театр был закрыт на ремонт и открыл свои двери лишь через 3 месяца восстановительных работ

В здании Земпероперы ежегодно демонстрируется множество премьер оперного мира, кроме того, Опера Земпера является официальным концертным залом Саксонской государственной капеллы — Дрезденского симфонического оркестра, основанного ещё в далёком 1548 году и являющегося сегодня одним из старейших оркестров мира

Еще один интересный памятник – замок Морицбург, загородная резиденция Веттинов. Он славен своей необыкновенно длинной фарфоровой мозаикой, украшающей фасад здания.

Среди выдающихся памятников Дрезденской барочной архитектуры следует также назвать церковь Фрауэнкирхе, дворец
Ташенберг, дворец Козельпалас. К значительным барочным сооружениям в окрестностях Дрездена принадлежит дворец Морицбург. Дрезденская Долина Эльбы, где расположены самые яркие шедевры архитектуры этого красивейшего города, была включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

LiveInternetLiveInternet

Наиболее значительным мастером берлинской архитектуры начала XVIII века был Андреас Шлютер. Переход от барокко к классицизму в берлинской архитектуре отразился в творчестве Георга Кнобельсдорфа, построившего в годах одноэтажный дворец Сан-Суси (1745—1747) в Потсдаме. и оперный театр в Берлине (1750), в котором наблюдается некоторое усиление классицизма — в ордерах фасада, коринфском портике, хотя интерьер театра выполнен в стиле рококо.
ПАВИЛЬОН АМАЛИНЕНБУРГ В НИМФЕНБУРГЕ. ФРАНСУА КЮВИЛЬЕ
Замок Нимфенбург который поначалу был загородным павильоном почти деревенского типа, и период между 1715 и 1740 г. неоднократно перестраивался: особенно расширились его сады, где — подобно версальским — укрывалось множество павильонов. К проектированию павильона в парке Нимфенбург был приглашен Франсуа Кювилье (1695-1768), получивший образование в Париже, и назначеный архитектором двора герцога Максимилиана II Эммануила Баварского (в 1725), ставший главный архитектором и декоратором баварского стиля рококо.
Наиболее известная работа Кювилье — павильон Амалиенбург в Нимфенбурге под Мюнхеном (1734—1739), созданный в 1730-х годах. Стиль Кювилье — изящное и в то же время необычайно сочное в деталях рококо.
В Амалиенбурге общее движение в архитектуре сторону уменьшения размеров апартаментов достигает крайней точки своего развития. В целом павильон Амалиенбург считается одним из самых удачных образцов придворной архитектуры.
Другие работы Кювилье в Мюнхене и окрестностях: «Резиденцтеатр» (1750-1753); фасад церкви святого Кайетана (1765-1768). Его сын Франсуа Кювилье Младший (1731-1777) тоже был архитектором в стиле рококо.
ВАЛТАСАР НЕЙМАН. АББАТСТВО НЕРЕСХЕЙМ И ЦЕРКОВЬ ФИРЦЕНХАЙЛИГЕНА
В Германии XVIII в. продолжаются усиленные поиски синтеза между продольным и центрированным планами — особенно в церкви Фирценхайлигена и аббатстве Нересхейма — сооружений чрезвычайно сложных, начатых Валтасаром Нейманом в 1742 и 1747 г.
Полное имя немецкого архитектора — Иоганн Валтасар Нейман (1687-1753), он стал выдающимся представителем стиля позднего барокко. В Вюрцбурге он работал над военными укреплениями, получил покровительство правящего городом князя-епископа, представителя семьи Шенборна и возглавил работы по сооружению резиденции епископа.
Нейман также проектировал другие здания, начиная в 20 годах XVIII века с часовни Шенборна (1721—1736) в кафедральном соборе Вюрцбурга, затем он работал над церковью в Хольцкиркене (1726—1730) за пределами Вюрцбурга, а также над аббатской церковью в Мюнштершварцах (1724-1743). Кроме того, Нейман строил дома для других членов семьи Шенборн. В конечном счете, он был поставлен во главе руководства всеми основными строительными проекта Вюрцбурга и Батберга, включая дворцы, общественные здания, мосты, водные системы, а также более десятка церквей. Нейман проектировал многочисленные дворцы для семьи Шенборн, включая дворцы для епископа в Бруксале (1728-1750) и Вернеке (ок. 1733—1745).
В 1740 году он создал свой шедевр — паломническую церковь в Фирценхайлиген (1743 — 1753), а также паломническую церковь, известную как Кеппель (1740-1752) возле Вюрцбурга, и аббатскую церковь возле Нересхейма (1747-1753).
Нейман был прекрасным мастером композиции внутренних помещений церквей и дворцов. Стены и колонны в построенных им зданиях уменьшены, скрыты или наоборот открыты для создания потрясающего, часто игривого эффекта, сохраняя, тем не менее, чувство симметрии и гармонии. Нейман искусно использовал купола и цилиндрический свод для создания последовательности округлых и овальных пространств, легкость и воздушная элегантность которых подчеркивалась потоком дневного света, льющегося через огромные окна. Свободное и яркое взаимодействие этих элементов подчеркивается использованием гипсовых украшений, позолоты, скульптуры, а также стенными и потолочными фресками.
В плане церкви Паломников в Фирценхайлигене сочетаются противоположные структуры: общая крестообразная схема и внутреннее деление на три овала. Расположение алтаря в центральном овале подчеркивает центрированный характер здания. Нейман не использует принцип стены-опоры; вертикальные проекции оконные проемы и галереи — остаются традиционными. Сочетание элементов определяется неравномерностью разрывов между вертикальными проекциями и крышей: сводные арки соединяются над стыком трансепта и нефа, в результате чего последний исчезает из плана.
В аббатстве Нересхейма сочетаются вертикальная направленность, независимое положение опор, искривленные линии и нарушения ритма. Удвоение стены и центрирование плана более очевидны, чем в церкви Фирценхайлигена. Неравномерность разрывов между вертикальными проекциями и сводами с обеих сторон центрального купола позволила расположить группы из четырех пролетов без купола.
ВЮРЦБУРГСКИЙ ЗАМОК
В первой половине XVIII века во франконском городе Вюрцбурге был построен дворец для местного епископа Шенборна — один из величайших памятников барочного зодчества. Дворец князей-епископов Вюрцбурга — Резиденция — принадлежит к числу самых больших в Германии, его строительство продолжалось в 1719-1753 гг. и стало одним из самых значительных проектов XVIII в.
Сначала работами руководили Иоганн Дитценхофер, архитектор Поммерсфельдена. С 1719 году Вальтасар Нейман возглавил строительство первого этажа нового дворца епископа в Вюрцбурге. Вскоре ему поручили планирование и строительство всего здания.
Нейман обратился за советом к известным мастерам: в 1723 г. в Париже он показал свои чертежи Роберу де Коту и Боффрану, который отправляется на строительство в следующем году. В 1729-1730 гг. Нейман побывал в Вене у Хильдебрандта, который в свою очередь прибыл в Вюрцбург в 1738 г. Наконец, в 1750 Тьеполо получил заказ на создание некоторых частей интерьера (лестница и Королевский зал). Три проекта (Робера де Кота, Боффрана, Неймана) сильно отличаются друг от друга. Первый, очень французский по духу, широко открытый. Проект Боффрана предполагает наличие более массивной стены и более четкую горизонтальную унификацию: эти тенденции возобладают у Неймана — его план ближе всего к тому, что будет воплощено в жизнь.
В своих рисунках для резиденции в Вюрцбурге Нейман не считался с интерьерами Тьеполо. Но поперечное сечение центральной части показывает, какую важную роль играет лестница, которая вместе с вестибюлями занимает больше половины здания. Сначала предполагалось сделать вторую, симметричную первой лестницу в правом крыле, однако Робер де Кот посоветовал отказаться от нее. Высокий вестибюль в середине дворца ведет в Кайзерзааль, от которого видна только крыша в форме балдахина, и к анфиладе комнат с выходом в сады. Работа над дворцом продолжалась с перерывами и после смерти Нейман в 1753 году, хотя уже к 40 годам XVIII в. здание в достаточной степени было готово для работы в нем художника Г. Б. Гиероло, который должен был украсить огромные потолки дворца.
Общая композиция Вюрцбургского замка во многом обязана Версалю. Наибольший интерес в резиденции представляют интерьеры, созданные при участии великого итальянского живописца Д.-Б.Тьеполо — парадная лестница (величественная трехмаршевая с расписанным плафоном, в 1750-х годах, и Кайзерзааль, или Императорский зал, в убранство которого введены композиции Тьеполо на темы из жизни Фридриха Барбароссы. Будучи последним наследником итальянской традиции фрески, Тьеполо сочетает ее с орнаментальными темами.
Интерьеры Вюрцбурга принадлежат к числу лучших образцов внутренних отделок европейской архитектуры XVIII века, они очень парадны и эффектны. Стиль их совмещает барокко и рококо, что вообще характерно для немецкой архитектуры первой половины XVIII века
ЦВИНГЕР, ДРЕЗДЕН. МАТТЕУС ДАНИЭЛЬ ПЁППЕЛЬМАН
Немецкий архитектор, видный представитель дрезденского барокко Маттеус Даниэль Пёппельман, наиболее известен своим проектом Цвингера (1711-1722), комплекса зданий в Дрездене, который считается одним из самых показательных образцов стиля барокко.
Пёппельман почти всю жизнь работал архитектором на государственной службе в Дрездене, самом передовом городе Саксонии. Он переехал в Дрезден к 1680 году и получил должность государственного архитектора в 1705 году, а в 1718 году стал главным государственным архитектором при дворе Августа II (Августа Сильного) Саксонского, для которого он разработал серию проектов перестройки королевского дворца в Дрездене.
Саксонским курфюрстом был задуспн большой дворцово-парковый ансамбль для празднеств под открытым небом, для публичных зрелищных мероприятий, фестивалей, турниров и других королевских развлечений и отдыха. Цвингер (или Цитадель) в Дрездене — единственная часть дворца, который был построен, и представляет собой огромную прямоугольную площадку с примыкающими к ней двумя полукруглыми участками. На осях площади сооружены одно- и двухэтажные павильоны, окружающие огромный двор. Праздничный дух комплекса подчеркивается рельефными, богато украшенными скульптурой и орнаментами фасадами и воротами (особенно Кронентон и Королевские ворота), а также резкими контрастами между низкими аркадами и высокими павильонами. Изящная и несколько изощренная архитектура Цвингера — яркий образец барокко, формы которого в Германии не ограничиваются интерьерами, а переносятся и на фасады зданий.
Изобилие лепнины, исчезновение пролета и прерывистый характер антаблеметов ведут к тому, что в павильонах дрезденского Цвингера (ок. 1720 г.) происходит распад ордера, элементы которого становятся частью декоративного убранства. Сохраняют значение только чередование проемов, роскошь скульптурных групп и игра пространств.
Среди других работ Пёппельмана в Дрездене — расширенный им Голландский дворец (1715-1732, ныне Японский дворец) и дворец в Пиллнице. Он также проектировал фортификационные сооружения, дамбы, дороги и дома по всей Саксонии, а его мост Августа (1727-1731, ныне Эльбский мост) считается одним из самых великолепных мостов в Евро

Дрезден: чудеса архитектуры

За Дрезденом исторически закрепилось два неформальных названия. В городе столько живописных мест и прекрасных памятников барочной архитектуры, что его издавна именуют «Флоренцией на Эльбе». Он строился как королевская резиденция, как столица Королевства Саксонии – государства, существовавшего на территории современной Германии в 1806 – 1918 годах. Ее правители проявляли огромный интерес к культуре, искусству и заботились о внешнем облике города. Особенно это было присуще так называемой «Августинской эпохе», когда Саксонией руководили Август Сильный и его сын Фридрих Август II. Тогда в Дрездене и было возведено большинство архитектурных шедевров.

Второе характерное определение – «восставший из руин». Во время Второй мировой войны, в 1945 году город был разбомблен авиацией США и Великобритании. Архитектурные памятники старины превратились в груду камней. Восстановление исторического центра при поддержке меценатов из более двух десятков стран, в том числе США и Великобритании, продолжается уже более 60 лет. Чудо свершилось – былое великолепие удалось возвратить!

Вызывает восторг дворцовый ансамбль Цвингер. Это шедевр в стиле позднего барокко. Цвингер был построен в начале 18 века по приказу Августа Сильного и предназначался для торжественных встреч придворной знати, проведения рыцарских турниров, театральных представлений. Павильоны разных форм, галереи, двор с фонтанами, Триумфальная арка, купол с позолотой, скульптуры героев мифов Древней Греции, роскошные лестницы, ведущие на террасы. В апартаментах Цвингера находится прославленная картинная галерея со знаменитой «Сикстинской мадонной» Рафаэля, с полотнами Рембрандта, Тициана, Дюрера, Рубенса.

Очаровывает лютеранская церковь в стиле барокко Фрауэнкирхе. Она была построена в первой половине 18 века по проекту архитектора Георга Бера. А в начале 21 столетия была воссоздана с использованием современных технологий. Опера Земпера – один из самых красивых оперных театров мира. Архитектор Готфрид Земпер построил это здание в 1838-1841 годах. Его отличает изящность архитектурных решений и замечательная акустика. Вестибюли и залы украшают картины и богатые орнаменты. Опера Земпера является концертным залом Саксонской капеллы – симфонического оркестра Дрездена. Сегодня это один из старейших симфонических оркестров мира, основанный еще в далеком 1548 году.

Восхищает Дрезденский замок-резиденция, в архитектуре которого можно легко проследить множество разных стилей. Он был построен в 12 или 13 веке, неоднократно перестраивался. Сегодня здесь находятся «Зеленые своды» – богатейшее собрание драгоценностей, а также Оружейная палата – коллекция костюмов и оружия. Привлекает многих туристов Терраса Брюля. Это полкилометра превосходной архитектуры над набережной Эльбы в центре старой части города. Здесь можно долго любоваться живописными видами реки.

Дворцовая церковь – грандиозное здание, построенное в середине 18 столетия из песчаника. Храм щедро украшен многочисленными скульптурами апостолов, святых. Если зайти внутрь церкви, то можно увидеть красиво украшенный алтарь, галерею для церковных процессий, а также огромный орган всемирно известного мастера Готфрида Зильбермана.

Новая городская ратуша в стиле неоренессанса с пятиметровым Золотым Геркулесом на вершине купола, Лошвицкий подвесной мост (или мост «Голубое чудо») – оригинальная архитекторская мысль былых времен.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *